Дипломная на тему Проблема трудового воспитания в педагогической теории и практике В.А. Сухомлинского

Автор: Верт ольга

Тип работы: Дипломная

Предмет: Педагогика

Страниц: 61

Год сдачи: 2010

ВУЗ, город: Педагогический университет

Выдержка

Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания школьников. В начале третьего тысячелетия понятие «трудовое воспитание школьников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребенка и т.д. Вхождение России в рыночные отношения ставит перед педагогами и родителями очень сложную задачу: воспитать всесторонне развитую, творческую личность с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой умственный и физический потенциал. Глубина и актуальность проблемы требуют новизны подхода к ее решению именно потому, что сегодняшним школьникам предстоит жить и трудиться в условиях нового хозяйственного механизма, широкого внедрения законов рыночных отношений, демократических форм управления производством. Современная школа взяла на вооружение опыт трудового воспитания детей школьного возраста, накопленный отечественной педагогикой (Ф.Ф. Абазов, А.Ф. Амиров, П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров, А.Ф. Ахматов, Н.И. Бабкин, Г.Н. Волков, Т.М. Геронимус, А.Г. Глущенко, СИ. Гореславский, Е.П. Кондратьева, Н.М. Конышева, А.И. Кочетов, А.С. Макаренко, В.Г. Машинистов, А.Г. Пашков, В.А. Поляков, Т.Н. Проснякова, В.И. Романина, СП. Русское, В.Д. Симоненко, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Н.А. Цирулик, И.Д. Чернышенко и др.). Великое множество «рецептов», как научить труду, находим в разнообразных источниках: в художественной литературе, в высказываниях великих людей, в воспоминаниях, в педагогических трудах. «В годы отрочества привычка трудиться объединяется с осмыслением роли труда как важной духовной потребности. В этот период, - особо отмечал известный советский педагог В.А.Сухомлинский, - важно не только то, сколько и как человек работает, но и то, что он думает о труде» [35, c. 62]. Трудовое воспитание В.А.Сухомлинский непосредственно связывал с гражданским становлением подрастающего человека: «одухотворённость творческой работой, переживание чувства гордости от мысли, что я мастер своего дела, у меня «золотые руки», меня уважают за то, что я властелин труда, - всё это является настоящим рождением гражданина». «Труд, - писал В.А.Сухомлинский, - становится основой гармонического развития личности ещё и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин, переживает чувство гражданского достоинства. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но и материализовать свой ум, своё творчество. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в душе - это одно из важнейших правил трудового воспитания» [35, 65]. В трудах, посвященных изучению педагогического наследия В.А.Сухомлинского, отражаются отдельные аспекты умственного, трудового воспитания школьников. В то же время недостаточно разработанным остается проблема гармонизации умственного и трудового воспитания в опыте работы Павлышской средней школы. Несмотря на многочисленные исследования, проблема трудового воспитания современных школьников остается не до конца изученной. Анализ деятельности общеобразовательных школ выявил недостаточно высокий уровень их подготовленности к осуществлению трудового воспитания школьников. Как следствие, выпускники школы оказываются недостаточно подготовленными к обучению, адаптации и самостоятельной ориентации в учебном процессе, слабо проявляют настойчивость, упорство, самостоятельность в выполнении поставленных перед ними задач трудовой деятельности. В результате у некоторой части учащихся снижается успеваемость по сравнению с предыдущим годом, теряется интерес к учебной и внеклассной трудовой деятельности, а выпускники общеобразовательных школ оказываются слабо подготовленными к труду и жизни в рыночных условиях, не умеют применять полученные теоретические знания на практике. Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в обосновании идеи гармонии умственного и физического труда подростка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского и ее реализации в образовательном процессе школы. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Проблема трудового воспитания в педагогической теории и практике В.А. Сухомлинского». Цель исследования: выявить в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского концептуальные положения о развитии идеи гармонии умственного и физического труда подростка в образовательном процессе школы. Объект исследования: педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Предмет исследования: трудовое воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом в исследовании выделены следующие задачи: 1. Провести анализ теоретических источников по проблеме исследования; 2. Дать определение понятию «трудовое воспитание», выявить основные понятия, связанные с трудовым воспитанием; 3. Выявить идеи трудового воспитания детей в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского; 2. Охарактеризовать концепцию гармонии умственного и физического труда подростка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского; 3. Проанализировать опыт развития идеи о гармонии умственного и физического труда подростка в педагогической практике В.А. Сухомлинского на основе Павлышевской школы. 4. Рассмотреть модель реализации идеи гармонии умственного и физического труда подростка в современном образовательном процессе школы.

Содержание

Содержание Введение 3 Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме трудового воспитания в зарубежной и российской педагогике 7 1.1 Роль трудовой деятельности в обучении и воспитании детей 7 1.2 Этапы развития трудового воспитания в зарубежной и отечественной педагогике 9 1.3 Сущность трудового воспитания и трудового обучения в образовательном процессе 15 1.4 Методические требования к организации трудовой деятельности учащихся на современном этапе 20 Глава 2. Теоретико-практическое исследование концепции трудового воспитания в теории и практики В.А. Сухомлинского 25 2.1 Важность трудового воспитания в педагогической концепции В.А. Сухомлинского 25 2.2 Общественно-исторические предпосылки развития идеи гармонии умственного и физического труда подростка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского 28 2.3 Особенности концепции гармонии умственного и физического труда в практике Павлышской средней школе 34 2.4 Идеи и опыт В.А. Сухомлинского в практике современной школы 42 Заключение 48 Список использованной литературы 51 Приложение . 55

Литература

1. Атутов П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. - М.: Просвещение, 1983.- 128 с. 2. Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с. 3. Белоус А.Н. К вопросу об особенностях представлений детей детского возраста о труде взрослых//Проблемы формирования социально-психологической готовности к труду. Минск, 1981. 4. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1961. 5. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: «Педагогика», 1983. 6. Бондаренко Н.И. Актуальные проблемы трудового политехнического обучения/Материалы 1-го проблемного историко-педагогического симпозиума «Трудовое воспитание и политехническое обучение в советской педагогике и школе». Череповец, 1971. С. 213-219. 7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.М.: Психология, 1985. 8. Даньшов, П.Н. Реализация идей В.А. Сухомлинского в умственном воспитании школьников / П.Н. Даньшов // Человек культуры. Книга 4: Свойства и качества личности: сб. науч. статей. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 288 с. – С.164-179. 9. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников.2-е изд. Мн.: Университетское, 1988. 10. Карпюк И.А. Воспитательная система школы: пособие для рук. И педагогов общеобразоват. шк./ И.А. Карпюк, М.Б. Чернова. - Минск: Университетское,2002.-167с. 11. Кальней В.А. Трудовая подготовка школьников: приоритетные направления // Советская педагогика.-1990. - №2. - С.22-25. 12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. «Психическое развитие детей в норме и патологии». – СПб.: Питер, 2004. 13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190с. 14. Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973 15. Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957 16. Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960. 17. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание.- М.: Знание,1985. 18. Неверович Я.З. Психологический анализ процесса формирования трудолюбия у детей старшего детского возраста//Изв.АПН РСФСР, 1955. Вып.64. 19. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед. колледжей.- М.: ВЛАДОС,2001. 20. Психологические основы трудового воспитания школьников/Под ред. Э. А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988. 21. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1985. - 223 с. 22. Скаткин М. Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с. 23. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенниа. –3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2004. 24. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск: Народная асвета,1978. 25. Особенности трудового воспитания городских и сельских школьников // Проблемы и перспективы реализации базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации: Сб. науч. тр. - Славянского К, 2000.-С. 241-244. 26. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. 27. Проблемы формирования социально-психологической готовности личности к труду. Сборник научных трудов. Минск, 1991. 115 с. 28. Психологические основы трудового воспитания школьников: (Педагогическая наука - реформе школы) / Под ред. Э.А. Фарапоновой. - М.: Педагогика, 1988. - 168 с. 29. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А. Сухомлинского., М., 1991 30. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем... ., М., 1986 31. Сухомлинский В. А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270 32. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1 , М.: Педагогика. 1979г. 33. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974г. 34. Сухомлинский В. А. Труд и нравственность.- Начальная школа, 1961, № 3, с. 9 35. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. - М., 1936. 36. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. - С. 377. 37. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ/Под ред. В. А. Полякова, С. Безданова. - М.: Просвещение, 1985.-311 с. 38. Харланов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., М.: Гардарики, 1999. 39. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. - М.: Высшая школа. 1983-239 с. 40. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. - М.: Педагогика, 1990. 41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1989. 42. Чистяков П. Н., Буянова Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся.- М.: Просвещение, 1982.- 175 с.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Особенности творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возрастаКурсовая201080Педагогический университет
Особенности творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Курсовая работаКурсовая201080Педагогический университет
Особенности проявления креативности как профессионально важного качества студентов специальности модельер-конструкторДипломная201165Сибирский Федеральный Университет
исследования взаимоотношений детей и взрослых в произведениях детских немецких писателейКурсовая201124Педагогический университет
Формирование коммуникативных умений у детей с ДЦП младшего школьного возраста средствами иппотерапииКурсовая201141Педагогический университет
Управление человеческими ресурсами в деятельности арбитражного управляющегоДипломная201394ННГУ им. Н.И. Лобачевского
The role of art in our lifeЭссе20052иргту
Газовая гангренаКонтрольная200919СГМУ
Коммерческий банк предлагает два вида сберегательных сертификатов (задачи)Контрольная20135Москва
Типы конфликтовКонтрольная201220СПбГУП (КФ)
Яндекс.Метрика