Дипломная на тему Особенности проявления креативности как профессионально важного качества студентов специальности модельер-конструктор

Автор: Верт ольга

Тип работы: Дипломная

Предмет: Психология

Страниц: 65

Год сдачи: 2011

ВУЗ, город: Сибирский Федеральный Университет

Выдержка

Введение Актуальность исследования. За последнее десятилетие в профессиональном образовании России произошли существенные изменения, однако целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация этой сферы происходит медленно и подчас противоречиво. Профессиональное образование развивается во взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы, а рыночные отношения современной России диктуют новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В связи с этим одной из приоритетных целей профессиональной подготовки специалиста сегодня становится обеспечение условий для формирования их профессионально важных качеств. Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. В нашем исследовании мы будем понимать под профессионально важными качествами личности ее индивидуальные качества, способствующие эффективному освоению деятельности в ходе обучения, а также эффективной реализации собственно профессиональных функций в ходе профессиональной деятельности. Постоянное расширение сферы сервисных услуг, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов профессионального опыта предъявляют к современному специалисту высокие требования, к его профессиональным качествам, а также актуализируют потребность в инициативных, творчески мыслящих специалистах, умеющих принимать нестандартные профессиональные и жизненные решения. Поэтому большой интерес в современной психологической теории и практике вызывает процесс развития креативности в условиях учебного заведения профессионального образования. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества и в результате была выделена способность, названная креативностью, которая заключается в умении порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Изучением феномена креативности и творческих способностей занимались Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская, Е.П. Торренс, Б.М. Теплов и многие другие. Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение креативности, на наш взгляд остается недостаточно освещенной проблема специфики развития и проявления креативности студентов, получающих творческие специальности в образовательных учреждениях начального профессионального звена, в частности – специальность конструктор – модельер. Профессиональное образование в колледжах, лицеях и других учебных заведениях обеспечивает подготовку специалистов среднего звена, готовых к реализации своих способностей в условиях зарождающейся многоукладной экономики, приоритетного развития малых форм производства и бизнеса. Швейная промышленность в современных экономических условиях является рентабельной только на малых предприятиях, вместе с тем специалист швейного производства способствует комфортному существованию другой личности в современном мире. На конструкторов-модельеров швейных изделий возлагается ответственность по обеспечению качества жизни, что требует понимания важности выпуска качественной швейной продукции для общества. Сегодня в проектировании швейных изделий базовой профессиональной способностью студента является не только проектное воображение и владение технологией изготовления модели изделия, но и адаптация студентов к современным требованиям рынка. В удачно разработанном проекте изделия должны соединяться собственно художественные, выстроенные по правилам эмоционально-эстетического формообразования идеи, знание требований промышленного предприятия к конструкции изделия, а также креативный подход к созданию современных коллекций швейных изделий. Профессия конструктора-модельера отличается тем, что максимально открыта изменениям, происходящим в мире, и связана с решением чрезвычайно разнообразных задач организации жизни современного общества, следовательно, у представителей данной профессии должна быть в высшей степени развита креативность – особая способность нестандартно мыслить. Исходя из сказанного выше, вытекает актуальность данной дипломной работы «Повышение уровня креативности как профессионально важного качества студентов специальности конструктор-модельер». Цель исследования является выявление и повышение уровня креативности как наиболее значимого профессионального качества студентов конструкторов-модельеров. Объект исследования - профессионально важные качества специалистов конструкторов-модельеров. Предмет - креативность как профессионально важное качество студентов конструкторов-модельеров. Гипотеза исследования заключается в том, что: 1. уровень креативности студентов по специальности конструктор-модельер швейного производства Красноярского Технологического колледжа недостаточно высок, что не соответствует современным требованиям, предъявляемым к профессии; 2. при помощи специально разработанной программы занятий можно повысить уровень креативности студентов специальности конструктор-модельер. Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, нам предстояло решение следующих задач: 1) Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования; 2) Определить понятие «профессионально важные качества» (ПВК), рассмотреть особенности ПВК специалистов конструкторов-модельеров; 3) Рассмотреть понятие «креативность», его структуру, особенности; 4) При помощи констатирующего эксперимента выявить уровень развития креативности студентов как важного профессионального качества по специальности конструктор-модельер; 5) Разработать программу занятий, направленных на повышение уровня развития креативности студентов конструкторов-модельеров. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования. 2. Психолого-педагогический эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования. Экспериментальной базой исследования явился ФГОУ СПО Красноярский технологический колледж. Исследование проводилось при участии студентов и преподавателей по специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий». В целом в исследовании приняли участие 33 человека, из которых: 28 студентов 1 курса специальностей «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 5 преподавателей работающих с данной группой студентов.

Содержание

Введение Глава 1. Анализ теоретических источников по исследованию профессионально важных качеств специалистов «модельер – конструктор» 1.1 Определение понятия «профессионально важные качества», их структура 1.2 Факторы, влияющие на формирование профессионально важные качества личности 1.3 Особенности профессионально важных качеств конструктора-модельера Глава 2. Креативность как профессионально важное качества специалистов модельер-конструктор 2.1 Проблема изучения креативности в исследованиях зарубежных и отечественных ученых 2.2 Креативность как основа деятельности специалиста модельера –конструктора 2.2 Анализ существующих методик повышения креативности Глава 3. Практическое исследование уровня развития креативности у студентов специальности модельер-конструктор 3.1 Констатирующий этап экспериментальной работы 3.2 Описание экспериментальной программы занятий по повышению уровня креативности студентов специальности модельер-конструктор 3.3 Анализ результатов экспериментальной работы Выводы Заключение Список литературы Приложение

Литература

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. 2. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - С-Пб.: Питер, 2006. - 148 с. 3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. -- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с. 4. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М.: МГУ, 1986. 5. Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2007 6. Дмитриева М.А., Крылов А.А.. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Ленинград, 1979. - 139 с. 7. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005. – 158 с. 8. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с. 9. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 -352 с. 10. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 11. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е. - М.: 2001. - 256 с. 12. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика / Учеб. пособие для высшей школы. М.: Деловая книга, 2004. – 192 с. 13. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск. 1992. – 190 с. 14. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 147 с. 15. Котелова, Ю. В. Очерки по психологии труда [Текст] / Ю. В. Котелова. – М. : МГУ,1986. – 197 с. 16. Матвеев А. Креативность: мысли вслух // Internet: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl?doc_id=71. 17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М: Академия, 2000. - 176 с. 18. Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. - СПб: ВУС, 1998. - 196 с. 19. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Евразия, 1999. - 205 с. 20. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с. 21. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психоло-гия. - МГТА, 2001. - 301 с. 22. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Ака-демия, 2002. - 320 с. 23. Зиновкина М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1989. - 326 с. 24. Щепина О. Особенности взаимодействия интеллектуальных и творческих особенностей у детей // Internet: http://www.fp.nsu.ru/science/ conf2001/doklad5.htm. 25. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб: Питер, 2000. - 512 с. 26. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - Спб: Питер, 2002. - 272 с. 27. Карпенко С.В. Инструменты стимуляции креативности // Internet: http://isarrfe.trainet.org/materials/practicum/practicum2.shtml. 28. Fromm E. The creative attitude. - New York: Harper & Row, 1959. 29. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Internet: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/ 1998/984/984123.htm. 30. Назаренко М.М. Информационный подход в создании психолого-педагогических условий развития креативности у студентов педагогического вуза // Internet: http://ito.bitpro.ru/2002/II/3/II-3-217.html. 31. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2000. - 544 с. 32. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с. 33. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Ака-демия, 1999. - 288 с. 34. Материалы сайта «Креативные методики» www.e-xecutive.ru 35. Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М., 2003. 36. Материалы сайта http://www.openclass.ru/dig-resource/107170 Методы и приемы нетрадиционного рисования 37. Воронин, А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. [Текст] / А.Н.Воронин, Т.В.Галкина. - М., 1994. - 214 с.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
исследования взаимоотношений детей и взрослых в произведениях детских немецких писателейКурсовая201124Педагогический университет
Формирование коммуникативных умений у детей с ДЦП младшего школьного возраста средствами иппотерапииКурсовая201141Педагогический университет
Управление человеческими ресурсами в деятельности арбитражного управляющегоДипломная201394ННГУ им. Н.И. Лобачевского
The role of art in our lifeЭссе20052иргту
Газовая гангренаКонтрольная200919СГМУ
Коммерческий банк предлагает два вида сберегательных сертификатов (задачи)Контрольная20135Москва
Типы конфликтовКонтрольная201220СПбГУП (КФ)
Барьеры массовой коммуникацииКонтрольная201220СпбГУП (КФ)
История развития вычислительной техники. Контрольная работаКонтрольная201225СПбГУП
Опека и попечительство над несовершеннолетними. Контрольная работаКонтрольная201227СПбгуп
Яндекс.Метрика