Дипломная на тему Особенности проявления креативности как профессионально важного качества студентов специальности модельер-конструкторАвтор: Верт ольга Тип работы: Дипломная Предмет: Психология Страниц: 65 Год сдачи: 2011 ВУЗ, город: Сибирский Федеральный Университет Выдержка Введение Актуальность исследования. За последнее десятилетие в профессиональном образовании России произошли существенные изменения, однако целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация этой сферы происходит медленно и подчас противоречиво. Профессиональное образование развивается во взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы, а рыночные отношения современной России диктуют новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В связи с этим одной из приоритетных целей профессиональной подготовки специалиста сегодня становится обеспечение условий для формирования их профессионально важных качеств. Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. В нашем исследовании мы будем понимать под профессионально важными качествами личности ее индивидуальные качества, способствующие эффективному освоению деятельности в ходе обучения, а также эффективной реализации собственно профессиональных функций в ходе профессиональной деятельности. Постоянное расширение сферы сервисных услуг, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов профессионального опыта предъявляют к современному специалисту высокие требования, к его профессиональным качествам, а также актуализируют потребность в инициативных, творчески мыслящих специалистах, умеющих принимать нестандартные профессиональные и жизненные решения. Поэтому большой интерес в современной психологической теории и практике вызывает процесс развития креативности в условиях учебного заведения профессионального образования. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества и в результате была выделена способность, названная креативностью, которая заключается в умении порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Изучением феномена креативности и творческих способностей занимались Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская, Е.П. Торренс, Б.М. Теплов и многие другие. Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение креативности, на наш взгляд остается недостаточно освещенной проблема специфики развития и проявления креативности студентов, получающих творческие специальности в образовательных учреждениях начального профессионального звена, в частности – специальность конструктор – модельер. Профессиональное образование в колледжах, лицеях и других учебных заведениях обеспечивает подготовку специалистов среднего звена, готовых к реализации своих способностей в условиях зарождающейся многоукладной экономики, приоритетного развития малых форм производства и бизнеса. Швейная промышленность в современных экономических условиях является рентабельной только на малых предприятиях, вместе с тем специалист швейного производства способствует комфортному существованию другой личности в современном мире. На конструкторов-модельеров швейных изделий возлагается ответственность по обеспечению качества жизни, что требует понимания важности выпуска качественной швейной продукции для общества. Сегодня в проектировании швейных изделий базовой профессиональной способностью студента является не только проектное воображение и владение технологией изготовления модели изделия, но и адаптация студентов к современным требованиям рынка. В удачно разработанном проекте изделия должны соединяться собственно художественные, выстроенные по правилам эмоционально-эстетического формообразования идеи, знание требований промышленного предприятия к конструкции изделия, а также креативный подход к созданию современных коллекций швейных изделий. Профессия конструктора-модельера отличается тем, что максимально открыта изменениям, происходящим в мире, и связана с решением чрезвычайно разнообразных задач организации жизни современного общества, следовательно, у представителей данной профессии должна быть в высшей степени развита креативность – особая способность нестандартно мыслить. Исходя из сказанного выше, вытекает актуальность данной дипломной работы «Повышение уровня креативности как профессионально важного качества студентов специальности конструктор-модельер». Цель исследования является выявление и повышение уровня креативности как наиболее значимого профессионального качества студентов конструкторов-модельеров. Объект исследования - профессионально важные качества специалистов конструкторов-модельеров. Предмет - креативность как профессионально важное качество студентов конструкторов-модельеров. Гипотеза исследования заключается в том, что: 1. уровень креативности студентов по специальности конструктор-модельер швейного производства Красноярского Технологического колледжа недостаточно высок, что не соответствует современным требованиям, предъявляемым к профессии; 2. при помощи специально разработанной программы занятий можно повысить уровень креативности студентов специальности конструктор-модельер. Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, нам предстояло решение следующих задач: 1) Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования; 2) Определить понятие «профессионально важные качества» (ПВК), рассмотреть особенности ПВК специалистов конструкторов-модельеров; 3) Рассмотреть понятие «креативность», его структуру, особенности; 4) При помощи констатирующего эксперимента выявить уровень развития креативности студентов как важного профессионального качества по специальности конструктор-модельер; 5) Разработать программу занятий, направленных на повышение уровня развития креативности студентов конструкторов-модельеров. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования. 2. Психолого-педагогический эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования. Экспериментальной базой исследования явился ФГОУ СПО Красноярский технологический колледж. Исследование проводилось при участии студентов и преподавателей по специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий». В целом в исследовании приняли участие 33 человека, из которых: 28 студентов 1 курса специальностей «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 5 преподавателей работающих с данной группой студентов. Содержание Введение Глава 1. Анализ теоретических источников по исследованию профессионально важных качеств специалистов «модельер – конструктор» 1.1 Определение понятия «профессионально важные качества», их структура 1.2 Факторы, влияющие на формирование профессионально важные качества личности 1.3 Особенности профессионально важных качеств конструктора-модельера Глава 2. Креативность как профессионально важное качества специалистов модельер-конструктор 2.1 Проблема изучения креативности в исследованиях зарубежных и отечественных ученых 2.2 Креативность как основа деятельности специалиста модельера –конструктора 2.2 Анализ существующих методик повышения креативности Глава 3. Практическое исследование уровня развития креативности у студентов специальности модельер-конструктор 3.1 Констатирующий этап экспериментальной работы 3.2 Описание экспериментальной программы занятий по повышению уровня креативности студентов специальности модельер-конструктор 3.3 Анализ результатов экспериментальной работы Выводы Заключение Список литературы Приложение Литература Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. 2. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - С-Пб.: Питер, 2006. - 148 с. 3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. -- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с. 4. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М.: МГУ, 1986. 5. Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2007 6. Дмитриева М.А., Крылов А.А.. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Ленинград, 1979. - 139 с. 7. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005. – 158 с. 8. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с. 9. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 -352 с. 10. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 11. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е. - М.: 2001. - 256 с. 12. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика / Учеб. пособие для высшей школы. М.: Деловая книга, 2004. – 192 с. 13. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск. 1992. – 190 с. 14. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 147 с. 15. Котелова, Ю. В. Очерки по психологии труда [Текст] / Ю. В. Котелова. – М. : МГУ,1986. – 197 с. 16. Матвеев А. Креативность: мысли вслух // Internet: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl?doc_id=71. 17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М: Академия, 2000. - 176 с. 18. Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. - СПб: ВУС, 1998. - 196 с. 19. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Евразия, 1999. - 205 с. 20. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с. 21. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психоло-гия. - МГТА, 2001. - 301 с. 22. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Ака-демия, 2002. - 320 с. 23. Зиновкина М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1989. - 326 с. 24. Щепина О. Особенности взаимодействия интеллектуальных и творческих особенностей у детей // Internet: http://www.fp.nsu.ru/science/ conf2001/doklad5.htm. 25. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб: Питер, 2000. - 512 с. 26. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - Спб: Питер, 2002. - 272 с. 27. Карпенко С.В. Инструменты стимуляции креативности // Internet: http://isarrfe.trainet.org/materials/practicum/practicum2.shtml. 28. Fromm E. The creative attitude. - New York: Harper & Row, 1959. 29. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Internet: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/ 1998/984/984123.htm. 30. Назаренко М.М. Информационный подход в создании психолого-педагогических условий развития креативности у студентов педагогического вуза // Internet: http://ito.bitpro.ru/2002/II/3/II-3-217.html. 31. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2000. - 544 с. 32. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с. 33. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Ака-демия, 1999. - 288 с. 34. Материалы сайта «Креативные методики» www.e-xecutive.ru 35. Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М., 2003. 36. Материалы сайта http://www.openclass.ru/dig-resource/107170 Методы и приемы нетрадиционного рисования 37. Воронин, А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. [Текст] / А.Н.Воронин, Т.В.Галкина. - М., 1994. - 214 с. |
Название | Тип | Год сдачи | Страниц | ВУЗ, город | |||
исследования взаимоотношений детей и взрослых в произведениях детских немецких писателей | Курсовая | 2011 | 24 | Педагогический университет | Формирование коммуникативных умений у детей с ДЦП младшего школьного возраста средствами иппотерапии | Курсовая | 2011 | 41 | Педагогический университет | Управление человеческими ресурсами в деятельности арбитражного управляющего | Дипломная | 2013 | 94 | ННГУ им. Н.И. Лобачевского | The role of art in our life | Эссе | 2005 | 2 | иргту | Газовая гангрена | Контрольная | 2009 | 19 | СГМУ | Коммерческий банк предлагает два вида сберегательных сертификатов (задачи) | Контрольная | 2013 | 5 | Москва | Типы конфликтов | Контрольная | 2012 | 20 | СПбГУП (КФ) | Барьеры массовой коммуникации | Контрольная | 2012 | 20 | СпбГУП (КФ) | История развития вычислительной техники. Контрольная работа | Контрольная | 2012 | 25 | СПбГУП | Опека и попечительство над несовершеннолетними. Контрольная работа | Контрольная | 2012 | 27 | СПбгуп |