Курсовая на тему исследования взаимоотношений детей и взрослых в произведениях детских немецких писателей

Автор: Верт ольга

Тип работы: Курсовая

Предмет: Лингвистика

Страниц: 24

Год сдачи: 2011

ВУЗ, город: Педагогический университет

Выдержка

В конце ХХ в., как и на рубеже XIX - XX вв., общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса. Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, а значит неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современная литература для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ в., а современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников. Как уже не раз отмечалось, главным открытием детской литературы ХХ в. стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской литературы. Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ в., прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми. Специфика сферы взаимоотношений взрослых и детей состоит в том, что ребенок изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных сообществ - взрослых и детей, каждый из которых оказывает серьезное влияние на становление его личности. В своем сочетании они образуют уникальную социальную ситуацию развития ребенка (В.А. Абраменкова, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн и др.). Актуальность проблемы взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми обусловлена значительными изменениями, которые произошли в детских и взрослых сообществах. В частности, речь идет о снижении воспитательного потенциала семьи, ухудшении ее социального положения, отчуждении детей от родителей в связи с резким ухудшением социально-экономических условий жизни, плюрализации ценностей. Налицо серьезные перемены и в детской субкультуре, носителем которой является современное детское сообщество, имеющее свои нормы, ценности, особенности вербального и невербального общения, пространственно-временной организации жизни. В целом в современном обществе наблюдается ситуация разрушения естественных институтов социализации - семьи и детского сообщества, что является важнейшим фактором риска духовного, психического развития ребенка. Детские писатели, показывая взаимоотношения взрослых и детей, строя художественные модели "дети в мире взрослых", "взрослые в мире детей", "дети и взрослые в мире необыкновенного", наглядно показывают важнейшие проблемы. "Взрослый" мир показан глазами ребёнка, а потому многое в нём представляется несправедливым и абсурдным. Исходя из сказанного выше, вытекает актуальность темы исследования “Взаимоотношения детей и взрослых в произведениях немецких детских авторов”. Целью данной работы является изучение темы взаимоотношений детей и взрослых в произведениях детских немецких писателей Объект работы – взаимоотношения взрослых и детей. Предмет - особенности описания взаимоотношений детей и взрослых в детской немецкой литературе. 1. Для достижения цели требовалось решение следующих задач: 2. Изучить теоретический материал по проблеме исследования; 3. Проанализировать произведения детских немецких писателей по теме исследования; 4. Выделить основные общие ситуации, основные черты по теме исследования, описываемые в детских произведениях; 5. На примере литературного произведения проанализировать и показать данные характеристики. Эмпирической базой исследования послужили тексты детских литературных произведений немецких писателей XX и начала XXI века, в наибольшей мере, с нашей точки зрения, репрезентирующие анализируемые тенденции изменения образа и ценности детства.

Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические вопросы исследования взаимоотношений детей и взрослых в произведениях детских немецких писателей 6 1.1 Характерные черты детской литературы 6 1.2 Особенности взаимоотношений взрослых и детей 10 1.3 Анализ темы взаимоотношений взрослых и детей в детской немецкой литературе на основе творчества детских немецких писателей 12 Заключение 23 Список использованной литературы 24

Литература

Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // , 2002, № 1. Цит. по интернет-изданию . Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России ХХI века. М., 2002. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. М., 2000. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. М., 1982. Вольгаст, Г. Проблемы детского чтения. П. 1912. Детская литература и воспитание // Сб. тр. международной научной конференции. – Тверь: ТвГУ, 2004 Звонарёва Л. Принципиальная смена нравственных ориентиров: заметки о современной детской литературе и периодике. //Польско-российский литературный семинар, Варшава – Хлевиска, 13-16 марта 2002г. – «Grant», Warszawa, 2002, с.92 Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Кутейникова Н.Е. «К вопросу о современных книгах для детей», "Русская словесность", 2001, №4 Полозова Т.Д. Русская литература для детей: Учеб. Пособие.-М.: Academia, 1997. С.23-38 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. Чехов, Н. И. Введение в изучение детской литературы. М. 1915. Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки //Портал печатных СМИ Witrina.Ru, 2005 Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Формирование коммуникативных умений у детей с ДЦП младшего школьного возраста средствами иппотерапииКурсовая201141Педагогический университет
Управление человеческими ресурсами в деятельности арбитражного управляющегоДипломная201394ННГУ им. Н.И. Лобачевского
The role of art in our lifeЭссе20052иргту
Газовая гангренаКонтрольная200919СГМУ
Коммерческий банк предлагает два вида сберегательных сертификатов (задачи)Контрольная20135Москва
Типы конфликтовКонтрольная201220СПбГУП (КФ)
Барьеры массовой коммуникацииКонтрольная201220СпбГУП (КФ)
История развития вычислительной техники. Контрольная работаКонтрольная201225СПбГУП
Опека и попечительство над несовершеннолетними. Контрольная работаКонтрольная201227СПбгуп
Подготовить заказ продажи для клиента - задачаКонтрольная201311Москва
Яндекс.Метрика