Курсовая на тему Формирование коммуникативных умений у детей с ДЦП младшего школьного возраста средствами иппотерапии

Автор: Верт ольга

Тип работы: Курсовая

Предмет: Психология

Страниц: 41

Год сдачи: 2011

ВУЗ, город: Педагогический университет

Выдержка

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы по коррекционно-воспитательной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматриваются в трудах И. А. Ильясова, Б. Ф. Ломова, В. Н. Соковнина и др., в психолого-педагогическом аспекте данная проблема освещена в работах А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. Б. Добровича, И. А. Зимней, Е. Г. Злобиной, М. С. Кагана, Я. Л. Коломинского, И.С. Кона, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, X. Й. Лийметса, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, Е. Мелибруды, А. В. МудрикаВ. В. Усова, Н. И. Шевандрина, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Однако все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте. Исследованию проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников посвящены работы отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, В.С. Мухиной, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, и др. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных умений ребенка, рассматривается структура коммуникативных умений, критерии их сформированности. Однако особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не уделяется должного внимания. Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2005гг.), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Р.И. Говоровой, Н.В. Клюевой, О.Ф. Кармадоновой, Ю.В. Касаткиной, Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой, И.И. Михайловой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания. Развитие коммуникативных умений, и их значение для общего психического развития детей с детским церебральным параличом (ДЦП) младшего школьного возраста изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно - мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей. Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития таких школьников важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Известно, что в коррекционной психологии в настоящее время ведется активный поиск эффективных программ укрепления здоровья детей с детским церебральным параличом (ДЦП), восстановления их работоспособности и социальной адаптации (Р.Д. Бабенкова, Т.А. Власова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.). Актуальность данной проблемы связана с непрерывным увеличением числа детей с выраженными отклонениями в двигательном и психическом развитии, а также с необходимостью совершенствования методов коррекционно-педагогической работы с этими детьми в связи с многообразием и тяжестью отклоняющегося развития. В настоящее время новой технологией, которую начали широко и эффективно использовать в работе с детьми с ДЦП, умственно отсталыми, с задержкой психического развития, является иппотерапия. Но в литературе отсутствуют исследования, доказывающие положительное влияние этого метода на двигательное и психическое развитие детей с ДПЦ, а именно на формирование коммуникативных умений у данных детей, то есть отсутствуют психологические основы иппотерапевтических занятий с данным контингентом детей. Особенности младшего школьного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования коммуникативных умений младших школьников с ДЦП через занятия иппотерапией определяют актуальность темы данного исследования «Формирование коммуникативных умений у детей с ДЦП младшего школьного возраста средствами иппотерапии». Цель исследования - изучить особенности использования иппотерапии в коррекционной работе по формированию коммуникативных умений у младших школьников, страдающих ДЦП. Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных умений у детей с ДЦП средствами иппотерапии. Гипотеза исследования заключается в том, что специально организованные занятия иппотерапией для детей младшего школьного возраста с ДЦП будут способствовать формированию у них коммуникативных навыков. В соответствии с целью, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1) сделать аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) изучить особенности формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте; 3) изучить особенности психического развития младших школьников с ДЦП; 4) экспериментально изучить возможности иппотреапии в формировании коммуникативных умений у детей изучаемой категории. Для достижения цели и решения поставленных задач использовался метод обзорно - аналитического исследования психолого - педагогической и специальной психологической литературы, констатирующий, контрольный эксперименты.

Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования коммуникативных умений у младших школьников страдающих детским церебральным параличом средствами иппотерапии 7 1.1 Понятие «коммуникативные умения», этапы их формирования у младших школьников 7 1.2 Особенности развития общения детей младшего школьного возраста с заболеванием детским церебральным параличом 12 1.3 Особенности использования иппотерапии при работе с детьми, имеющими ДЦП 15 1.4 Роль иппотерапии в формировании коммуникативных умений у детей с ДЦП 18 Глава 2. Экспериментальное работа по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ДЦП 21 2.1 Описание констатирующего этапа работы 21 2.2 Описание формирующего этапа работы 29 2.3 Описание контрольного этапа работы 32 Заключение 36 Библиографический список 39

Литература

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология). 2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989. 4. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: диссертация на соискание учёной степени кпн, Красноярск, 2000. 5. Богин В. Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения// Вопросы методологии, 1999, № 1-2, с. 35 – 54. 6. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., Педагогика, 1883,. – 272 с. 7. Бодалев А. А. Психология о личности. – М., изд-во МГУ, 1988. – 188 с. 8. Гуревич, Д.А. Лечебная верховая езда / Д.А. Гуревич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – №5. – С. 27–28. 9. Гурвич, П.Т. Центр лечения верховой ездой / П.Т. Гурвич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – №2. – С. 26–27. 10. Гурвич, П.Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии / П.Т. Гурвич // Неврология и психиатрия. – 1997. – №8. – С. 65. 11. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997. 12. Дашкин М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» как предметное содержание их подготовки: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. — М, 1999. — 134 с. 13. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008 14. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с. 15. Запятая О.В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005. – 48 с. 16. «Знакомьтесь — Иппотерапия»; Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д., Москва 1999 г. 17. «Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе»; А.Денисенков, Н.Роберт, И.Шпицберг. Научный редактор профессор Г. Орлова. – Москва. Геронт. – 2002 г. 18. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. – М.: Посвещение, 1993 19. Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. – М., Наука, 1998. – 134 с. 20. Ладыженская Т. А Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., Педагогика, 1975. – 256 с. 21. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990. 22. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008 23. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1999. № 3. 24. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991. 25. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995. 26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2. 27. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – №№ 4-5, 2000. 28. Мостова О.Н. Ребенок в кризисе // «Начальная школа + до и после» №6, 2007 29. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. — Москва, 1980. — 414 с. 30. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – М., Пед. Об-во России, 2001. – 320 с. 31. Мудрик А. В. Общение школьников. – М., Знание, 1887. – 80 с 32. Немов Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. — 686 с. 33. Парошина Р. А. Формирование коммуникативности у старшеклассников: диссертация на соискание учёной степени кпн, Красноярск, 1991 34. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., Русский язык, 1989. – 276 с. 35. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. 36. «Развивающая лечебная верховая езда»; Д. Спинк, Санкт-Петербург 2001 г. 37. Роберт Н.С. Об опыте деятельности детского центра "Живая нить", - Москва - 1997г 38. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. — 256 с. 39. Солдатченко А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. — Магнитогорск, 2001. — 186 с. 40. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. — Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996. — 86 с 41. Халилова Л. Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у младших школьников, страдающих церебральными параличами // Дефектология. — 1977. — № 3. 42. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. — с. 21—32. 43. Чурсина А. Д. Формирование коммуникативно-познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий: Дис… канд. пед. наук: 13.00.08. — Челябинск, 2002. — 207 с. 44. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с. 45. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001. 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология). 2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989. 4. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: диссертация на соискание учёной степени кпн, Красноярск, 2000. 5. Богин В. Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения// Вопросы методологии, 1999, № 1-2, с. 35 – 54. 6. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., Педагогика, 1883,. – 272 с. 7. Бодалев А. А. Психология о личности. – М., изд-во МГУ, 1988. – 188 с. 8. Гуревич, Д.А. Лечебная верховая езда / Д.А. Гуревич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – №5. – С. 27–28. 9. Гурвич, П.Т. Центр лечения верховой ездой / П.Т. Гурвич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – №2. – С. 26–27. 10. Гурвич, П.Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии / П.Т. Гурвич // Неврология и психиатрия. – 1997. – №8. – С. 65. 11. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997. 12. Дашкин М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» как предметное содержание их подготовки: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. — М, 1999. — 134 с. 13. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008 14. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с. 15. Запятая О.В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005. – 48 с. 16. «Знакомьтесь — Иппотерапия»; Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д., Москва 1999 г. 17. «Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе»; А.Денисенков, Н.Роберт, И.Шпицберг. Научный редактор профессор Г. Орлова. – Москва. Геронт. – 2002 г. 18. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. – М.: Посвещение, 1993 19. Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. – М., Наука, 1998. – 134 с. 20. Ладыженская Т. А Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., Педагогика, 1975. – 256 с. 21. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990. 22. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008 23. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1999. № 3. 24. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991. 25. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995. 26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2. 27. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – №№ 4-5, 2000. 28. Мостова О.Н. Ребенок в кризисе // «Начальная школа + до и после» №6, 2007 29. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. — Москва, 1980. — 414 с. 30. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – М., Пед. Об-во России, 2001. – 320 с. 31. Мудрик А. В. Общение школьников. – М., Знание, 1887. – 80 с 32. Немов Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. — 686 с. 33. Парошина Р. А. Формирование коммуникативности у старшеклассников: диссертация на соискание учёной степени кпн, Красноярск, 1991 34. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., Русский язык, 1989. – 276 с. 35. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. 36. «Развивающая лечебная верховая езда»; Д. Спинк, Санкт-Петербург 2001 г. 37. Роберт Н.С. Об опыте деятельности детского центра "Живая нить", - Москва - 1997г 38. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. — 256 с. 39. Солдатченко А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. — Магнитогорск, 2001. — 186 с. 40. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. — Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996. — 86 с 41. Халилова Л. Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у младших школьников, страдающих церебральными параличами // Дефектология. — 1977. — № 3. 42. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. — с. 21—32. 43. Чурсина А. Д. Формирование коммуникативно-познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий: Дис… канд. пед. наук: 13.00.08. — Челябинск, 2002. — 207 с. 44. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с. 45. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001. 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология). 2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989. 4. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: диссертация на соискание учёной степени кпн, Красноярск, 2000. 5. Богин В. Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения// Вопросы методологии, 1999, № 1-2, с. 35 – 54. 6. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., Педагогика, 1883,. – 272 с. 7. Бодалев А. А. Психология о личности. – М., изд-во МГУ, 1988. – 188 с. 8. Гуревич, Д.А. Лечебная верховая езда / Д.А. Гуревич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – №5. – С. 27–28. 9. Гурвич, П.Т. Центр лечения верховой ездой / П.Т. Гурвич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – №2. – С. 26–27. 10. Гурвич, П.Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии / П.Т. Гурвич // Неврология и психиатрия. – 1997. – №8. – С. 65. 11. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997. 12. Дашкин М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» как предметное содержание их подготовки: Дис… канд. пед. наук: 13.00.01. — М, 1999. — 134 с. 13. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008 14. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с. 15. Запятая О.В. Общие умения коммуникации как компонент содержания образования. – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005. – 48 с. 16. «Знакомьтесь — Иппотерапия»; Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д., Москва 1999 г. 17. «Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе»; А.Денисенков, Н.Роберт, И.Шпицберг. Научный редактор профессор Г. Орлова. – Москва. Геронт. – 2002 г. 18. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. – М.: Посвещение, 1993 19. Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. – М., Наука, 1998. – 134 с. 20. Ладыженская Т. А Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., Педагогика, 1975. – 256 с. 21. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990. 22. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008 23. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1999. № 3. 24. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991. 25. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995. 26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2. 27. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – №№ 4-5, 2000. 28. Мостова О.Н. Ребенок в кризисе // «Начальная школа + до и после» №6, 2007 29. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. — Москва, 1980. — 414 с. 30. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – М., Пед. Об-во России, 2001. – 320 с. 31. Мудрик А. В. Общение школьников. – М., Знание, 1887. – 80 с 32. Немов Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. — 686 с. 33. Парошина Р. А. Формирование коммуникативности у старшеклассников: диссертация на соискание учёной степени кпн, Красноярск, 1991 34. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., Русский язык, 1989. – 276 с. 35. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. 36. «Развивающая лечебная верховая езда»; Д. Спинк, Санкт-Петербург 2001 г. 37. Роберт Н.С. Об опыте деятельности детского центра "Живая нить", - Москва - 1997г 38. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. — 256 с. 39. Солдатченко А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. — Магнитогорск, 2001. — 186 с. 40. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения: очарование очевидного. — Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996. — 86 с 41. Халилова Л. Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у младших школьников, страдающих церебральными параличами // Дефектология. — 1977. — № 3. 42. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. — с. 21—32. 43. Чурсина А. Д. Формирование коммуникативно-познавательных умений у студентов средствами новых информационных технологий: Дис… канд. пед. наук: 13.00.08. — Челябинск, 2002. — 207 с. 44. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с. 45. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Управление человеческими ресурсами в деятельности арбитражного управляющегоДипломная201394ННГУ им. Н.И. Лобачевского
The role of art in our lifeЭссе20052иргту
Газовая гангренаКонтрольная200919СГМУ
Коммерческий банк предлагает два вида сберегательных сертификатов (задачи)Контрольная20135Москва
Типы конфликтовКонтрольная201220СПбГУП (КФ)
Барьеры массовой коммуникацииКонтрольная201220СпбГУП (КФ)
История развития вычислительной техники. Контрольная работаКонтрольная201225СПбГУП
Опека и попечительство над несовершеннолетними. Контрольная работаКонтрольная201227СПбгуп
Подготовить заказ продажи для клиента - задачаКонтрольная201311Москва
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельностиРеферат201020иргту
Яндекс.Метрика