Курсовая на тему Особенности творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Верт ольга Тип работы: Курсовая Предмет: Психология Страниц: 80 Год сдачи: 2010 ВУЗ, город: Педагогический университет Выдержка В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Проблема развития детского творчества приобретает всё большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач современной педагогики - задачи формирования всесторонней, гармонически развитой личности. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей дошкольников. В настоящее время не выработано пока единой типологии способностей; для их классификации чаще всего используют несколько критериев. По критерию вида психологических функциональных систем способности разделяют на сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности - на научные (математические, лингвистические и пр.); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные и т. д. Кроме того различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и реже, обучаемость. Общие вопросы психологии способностей широко представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Артемовой, А.Г. Ковалева. А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и других. Сущность способностей раскрывается этими авторами во взаимосвязи с интересами, деятельностью, поведением, характером, склонностями, задатками, структурой личности в целом. В ряде исследований рассматриваются конкретные виды способностей (Н.А. Аминова, Ф.И. Гоноболин, В.И. Журавлева, Н.В. Кузьмина и другие), специфика собственно творческих способностей (Е.В. Матюшкин, А.М. Матюшкин, В.А. Моляко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн. О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков и другие), особенности проявления и развития творческих способностей ребенка (П.К. Анохин, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Н.В. Крылова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие), возможности влияния взрослого на развитие творческих способностей детей (Н.А. Гуляев, В.И. Зягвязинский. С.А. Изюмова, Е.Е. Кравцова, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов. А.В. Петровский, В.П. Филатов и другие). Психологические и педагогические исследования, а также практика детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности по сравнению с ранним детством [2: 185]. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности [4: 241]. Педагогические аспекты общей проблематики детского творчества в целом и творческих способностей в частности рассматриваются, как правило, по отношению к какой-то деятельности. В дошкольной педагогике представлены направления, описывающие специфику проявления и развития творчества в игре (А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова. Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.А. Флерина и др.), в изо-деятельности (В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова, Н.П. Сакулина и др.), в музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская и другие), а также творческую взаимосвязь разных видов деятельности. В исследованиях выявлены показатели и особенности творческих проявлений здоровых детей в различных видах деятельности, доказано прогрессивное влияние творчества на развитие личности ребенка. Однако категория часто болеющих детей в настоящее время незаслуженно выпадает из сферы научно-практических исследований (в отличие от детей, страдающих определенными хроническими соматическими и психическими заболеваниями, например, детей с ЗПР, ОНР и др.). Контингент часто болеющих детей (ЧБД) в детских дошкольных учреждениях составляет от 20 до 59%. В структуре заболеваний преобладают болезни органов дыхания (55,6%), патология нервной системы и органов чувств (9,2%), инфекционные и паразитарные заболевания (7,3%), болезни органов пищеварения (7,2%), травмы и отравления (5,3%) и др. Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, Е.И. Андреева, Б.К. Мусина, СМ. Гавалов, Н.М. Лысенко, Т. Королева, А. Лекманов, Т. Сенцова, В.К. Таточенко и др.). Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайне мало. Изучению развития творческих способностей часто болеющих детей уделено недостаточное внимание в специальной психолого-педагогической литературе. Целесообразно предположить, что психология часто болеющего ребенка отличается от психологии здорового ребенка вследствие различия в социальной ситуации развития. Скорее всего, соматические болезни влияют на все сферы психической жизни ребенка, в том числе - на его творческие способности. Необходимость данного исследования определяется противоречиями: между социальным заказом общества на формирования всесторонней, гармонически развитой, психологически здоровой личности и увеличением в последнее время уровня заболеваемости детей в нашей стране; между необходимостью развития творческих способностей дошкольников в ситуации болезни и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы относительно категории часто болеющих детей. Исходя из сказанного выше, вытекает актуальность темы данного исследования. Тема исследования: «Особенности творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования - изучение особенностей творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования являются творческие способности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования являются особенности развития творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключается в том что: - у часто болеющих детей уровень развития творческих способностей ниже, чем у их сверстников; - при помощи специально разработанной программы игровых занятий можно повысить уровень развития творческих способностей часто болеющих детей в старшей группе. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать теоретические источники психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Определить сущности понятия «творческих способностей», «часто болеющих детей», выявить особенности творческих способностей часто болеющих детей. 3. Подобрать методики и провести эксперимент по выявлению уровня развития творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. 4. Исходя из того, что ведущей деятельностью ребенка старшего дошкольного возраста принято считать игру, игровую деятельность, разработать программу игровых занятий, направленную на повышение уровня развития творческих способностей часто болеющих старшего дошкольного возраста. Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы особенностей творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 8 1.1 Понятие «способности» в психолого-педагогической литературе 8 1.2. Виды способностей. Роль различных видов способностей в развитии человека 15 1.3 Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте 21 1.4 Характеристика категории часто болеющих детей 32 1.5 Психологические особенности развития часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 36 Выводы по первой главе 41 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 43 2.1 Описание группы испытуемых и методов исследования 43 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 51 2.3 Описание экспериментальной работы на формирующем этапе 58 2.4 Динамика развития уровня творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 61 Заключение 66 Библиографический список 68 Приложение 72 Литература 1. Альбицкий, В.Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты: пути оздоровления / В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов. – Саратов, 1986. 2. Арина, Г.А. Часто болеющие дети. Кто они? / Г.А Арина, Н.А. Коваленко. // Школа здоровья. -1995. - Т 2 - №3. - С. 116 - 124. 3. Бадьина, Н.П. Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе. Методические рекомендации для педагогов-психологов / Н.П. Бадьина. – Курган, 2004. 4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. / Д.Б. Богоявленская. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: 1968. 6. Борзова, В.А., Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара, 1994 7. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с. 8. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: 1960. С. 327-350. 9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 1956. – 326 с. 10. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. / Л.С. Выготский. М.: 1991г. 11. Гильбух, Ю.3. Внимание: одаренные дети / Ю.3. Гильбух. - М.: 1991г. 12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов.– М., 1972. 13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников // Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск.: 1997. 14. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова. // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. С. 107-114. 15. Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование – № 3. – 1968. С. 33-34. 16. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М.: 1984. 17. Козвонина, В.П. Развитие творческих способностей учащихся / В.П. Козвонина. Нач. шк.2000. №7. 18. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. М., 1979г. 19. Курочкина, Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству / Н.А. Курочкина //Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2000. 20. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. М.: 1997г. 21. Лук, А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей / А.Н. Лук. -М.: 1991 22. Львова, Ю.Л. Развивать дар творчества / Ю.Л. Львова. - Киев., 1987 23. Макарова, З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждения / З.С. Макарова, Л.Г. Голубева. - М.: «Владос», 2004.-60 с. 24. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одарённости / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии.-1989.-№6. 25. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4. 26. Николаева, В.В.Тяжелобольной ребенок / В.В. Николаева, Г.А. Арина // Школа здоровья. – 1995. – №2. – С. 86-96. 27. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: 1988 28. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - №3. – 1989. С. 15-19. 29. Поддьяков, Н.Н. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков // Актуальные проблемы современной психологии: Материалы международной конференции. М.: 1983. 30. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев - М.: 1976. 31. Проблема развития познавательных способностей. Л.: 1998 . 32. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики, - М.: 1999. 33. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В.А. Вопросы психологии.№ 5, 1994. 34. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов, сб. науч. тр. Л. : ЛГПИ, 1984 г. 35. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина // Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 413 с. 36. Психология человека: словарь справочник / Авторы-составители: Ю.А.Лаптева, Н.И.Федорова. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. – 90 с. 37. Развитие личности больного ребенка: Сборник статей. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 116с. 38. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – В кн.: Вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. М.: 1947. – 387с. 39. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) / М. Б. Теплов. М.: 1997. 40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - 2 изд. / Г.А. Урунтаева М.: Издат. центр ''Академия'', 1997. - С.124-130. 41. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990 г. 42. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина // Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1972. – 287 с. 43. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995. |