Контрольная на тему Проблемы рационального и бессознательного в психике человека в концепции Г.В. Лейбница. Учение о монадах

Автор: Николай

Тип работы: Контрольная

Предмет: Философия

Страниц: 8

Год сдачи: 2011

ВУЗ, город: москва

Выдержка

Идеи Р.Декарта, Т.Гоббса, Б.Спинозы были критически переработаны и синтезированы Г.Лейбницем (1646 – 1716 гг.). Учение Г.Лейбница заложило философские основания немецкой экспериментальной психологии. В нем был осуществлен синтез идей английского эмпиризма и ассоцианизма и немецкого идеалистического понимания души. С позиций последовательного рационализма, опираясь на законы и методы математики, которые позволяют выделить составляющие единицы и изучить их свойства, он дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, отношению между духовным и телесным. Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма, первичными элементами которого являются неделимые и замкнутые в себе центры жизненных сил. Таким образом, не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. monos - единое). Как единицы строения мира монады Лейбница аналогичны «архе» античных психологов. Однако в отличие от материальных атомов монада Лейбница представляет собой идеальную единицу, это духовная субстанция, обладающая психической активностью. В своих трудах, в том числе и в работе «Монадология» (1714), Лейбниц писал о том, что основными свойствами монады являются восприятие (перцепция) и стремление. Он подчеркивал, что перцепцию следует отличать от сознания - апперцепции, и считал ошибочным не признавать неосознаваемые восприятия. Говоря о том, что вся природа - это своего рода россыпь духовных единиц, Лейбниц тем самым отвергал мнение, согласно которому психическое есть сознательное, т. е. постигаемое благодаря способности субъекта сосредоточиться на своем «Я». Он категорически утверждал: «Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, есть ее величайшее заблуждение». Тем самым психическое явление и его представленность на уровне сознания были разделены. Представление о психическом расширялось, так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное. Эти идеи Лейбница особенно сказались на представлении о психике в немецкой школе, в которой мысль о существовании бессознательного и его существенной роли в духовной жизни человека стала одним из постулатов.

Содержание

Проблемы рационального и бессознательного в психике человека в концепции Г.В. Лейбница. Учение о монадах

Литература

нет



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Особенности психологических идей французских просветителей 18 в.Контрольная20114москва
Английский ассоцианизм в 18 в. (работы Дж. Беркли, Д. Гартли, Д. Юма, Т. Брауна) и в 19 в. (Дж. Милль, Дж.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер).Контрольная201121москва
Затраты и их связь с финансовым состояние предприятияДипломная201079Москва
Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизика, психометрия, психофизиологияКонтрольная201116москва
Развитие объективной психологии в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева.Контрольная20115москва
Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала ХХ в.; исследования Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского.Контрольная20118москва
Развитие психологической науки во Франции в конце 19 века (Т. Рибо, П. Жане, А. Бине).Контрольная201111москва
Психологические представления У. Джемса и экспериментально-психологические исследования в Америке в конце 19 в. (Г.С. Холл, Дж. Кэттелл, Э. Торндайк).Контрольная201114москва
Классический бихевиоризм Д. Уотсона и необихевиоризм Э. Толмана, К. Халла и Б. СкинераКонтрольная201110москва
Структура личности по Фрейду и роль бессознательногоКонтрольная20118москва
Яндекс.Метрика