Курсовая на тему Развитие цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
Автор: Юлия
Тип работы: Курсовая
Предмет: Искусство и культура
Страниц: 43
Год сдачи: 2010
ВУЗ, город: Москва
Выдержка
Введение.
Искусство играет большую роль в жизни общества. Всякое искусство, как форма общественного сознания, представляет собой художественно-образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно признано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. Частью изобразительного искусства является декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа. Богатеева 3. А.[2] утверждает, что специфика декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы. Обычная чашка, платок, ковер, украшенные росписью, вышивкой делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Создавая предмет, художник обязан считаться с его функциональным назначением, подчиняя этому конструкцию, форму, выбор материала. Значительный вклад в разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности, а также поисков новых форм сознательного участия дошкольников в \"повседневном жизненном творчестве\", художественно-практической деятельности внесли ученые-педагоги, искусствоведы А. В. Бакушинский, П. Л. Блонский, В. М. Василенко, В. С. Воронов, А. Б. Салтыков, С. Т. Шацкий (50-е, 70-е гг. XX в.). Они рассматривали декоративно-прикладное искусство как важный компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство. Разнообразные аспекты народного творчества раскрыты также в трудах И. Я. Богуславской, Т. М. Разиной, А. К. Чекалова. Особенное место занимают сегодня исследования М. А. Некрасовой [9]. В ее работах на методологическом уровне определена роль народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий связанных со спецификой народного искусства как особого типа художественного творчества. Выявив творческую структуру народного искусства как живой культуры, в которой взаимодействуют прошлое и настоящее, М. А. Некрасова [9] выделила и охарактеризовала формы бытования и развития народного искусства как живой динамической системы. Скоролупова О. А. [11] считает, что знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором позволит почувствовать детям себя частью русского народа, ощутить гордость за нашу страну, богатую славными традициями. Соломенникова О. А. [13] целью своей программы считает развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства с учетом индивидуальных возможностей. Г. А. Величкина и Т. Я. Шпикалова выпустили рабочую тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства - \"Дымковская игрушка\", где приведены методические рекомендации и приложены примерные конспекты занятий по данному виду промысла.
Содержание
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Роль изобразительного искусства в развитии личности ребёнка…………………………………………………………………………….7 1.1 Особенности декоративно-прикладного искусства…………………………7 1.2 Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников………………………………………………………………...14 1.3 Цвет в изобразительном искусстве и детском творчестве………………...20
Глава 2. Декоративная аппликация в развитии цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….28 2.1 Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях………….28 2.2 Педагогические условия формирования цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста в аппликационной деятельности……...35 Выводы……………………………………………………………………………...40 Список литературы………………………………………………………………….42
Литература
Список литературы 1. Богатеева 3. А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1988. 2. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. 3. Беда Г. В. Живопись: Учебник для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. 4. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М. : 1965. 5. Григорьева, Г.Г.Изобразительная деятельность дошкольников. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 1999. - 272с. 6. Гусакова М. А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1987. 7. Гусарова И. Л. Аппликация в детском саду. - М.: Просвещение, 1968. 8. Давыдова. Н.Н. , Филиппова, Л.И. Игры для развития цветовосприятия и цветоразличения // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8. – С. 61 – 62. 9. Жарова, Т. Развивающий эффект аппликации // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 1. – С. 57 – 65. 10. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985. 11. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. 12. Львова, Н.В. Развитие цветовосприятия // Ребенок в детском саду. – 2008. - № 5. – С.40 – 43. 13. Лыкова, И. Гармония природы и симметричная аппликация // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 80 – 88. 14. Лыкова, И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: метод. пособие для специалистов дошк. образоват. учреждений. – М.: Карапуз-Дидактика: Сфера, 2007. - 143с. 15. Малик, О. Условия развития самостоятельности детей на уроках аппликации // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 1. – С. 142 – 147. 16. Некрасова М. А. Народное искусство России в современной культуре. - М.: Коллекция, 2003. 17. Постоева, В.Д. Разноцветный мир // Ребенок в детском саду. – 2008. - № 3. – С.68 – 72. 18. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1973. 19. Сидорова Н.И. Аппликация из соломки // Начальная школа. – 2009. – № 8. – С. 97 – 99. 20. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: ООО Издательство Скрипторий, 2003. 21. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2003. 22. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования./ под ред. Комаровой Т. С. - Министерство образования московской области: Издательство института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования, 1997. 23. Ческидова, И. Возможности развития чувства цвета у детей // Детский сад от А до Я. – 2009. - № 4. – С. 149 – 158. 24. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. 25. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2002.