Курсовая на тему Формирование толерантности у подростков
Автор: Ольга
Тип работы: Курсовая
Предмет: Психология
Страниц: 49
Год сдачи: 2005
ВУЗ, город: Московский педагогический государственный университет
Выдержка
В 1995 году ООН приняла Декларацию «Принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указанны пути их реализации. В декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности (терпимости). Как указанно в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, Но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человек. «Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления, и выработки суждений, основанных на моральных ценностях». (Декларация принципов терпимости). Принцип толерантности диктует необходимость сближения, взаимопонимания, взаимообогащения, в конечном счете, конвергенции и интеграции мировоззренческих установок и поведенческих приоритетов людей в вопросах труда, собственности, благосостояния, независимо от их конфессиональной принадлежности или политической ориентации. Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов, таким образом, сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию. В этом и состоит суть движения толерантности, даже в столь сложной и, казалось бы, сугубо материальной, экономической сфере, определяющей уровень и образ жизни людей и возможность их взаимопонимания и сотрудничества не на популистско-декларативной основе, а на основе жизненно важных ценностей. Таким образом, тема «формировании толерантности подростков» очень актуальна. Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания). Толерантность (терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.[2, стр. 517] Подростковый период (отрочество – 13-17 лет) – переход от детства ко взрослости. Происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости. Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение отношений со взрослыми и на самого себя.
Содержание
Введение ___________________________________________________________3 ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования толерантности у подростков 7 1.1. Состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике 7 1.2. Особенности формирования толерантности у подростков 13 1.3.Педагогические условия формирования толерантности у подростков 18 Выводы по первой главе: 28 Глава 2. Опытно- экспериментальное исследование формирования толерантности у подростков 29 2.1. Организация опытно-экспериментального исследования 29 2.2. Содержание опытно-экспериментального исследования 33 2.3. Анализ опытно-экспериментального исследования. 42 Выводы по второй главе. 47 Заключение 48 Библиография 49
Литература
1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования.// Педагогика.-.№7.-2002 2. Психологический словарь./ Авт. Сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова под общей ред. Ю. Л. Неймера.-. Ростов-на- Дону.-.Феникс, 2003, 640с. 3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.// Учебное пособие 4. Немов Р. С. Психология.// Учеб для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн, 3-е изд.- М., Гуманит. Изд., центр Владос.-.1999, Кн. 3, Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с. 5. Т.Т. Калужная, Л. А. Конашенко, Ю.И. Потапова.-Формирование толерантности //Специалист, 2004, №7 6. П.Степанов. Толерантный человек, как его воспитать. Народное образование, 2001 7. Ильин Е.П. Психология Воли.-.СПб, издательство «Питер», 2000. – 288 с. 8. М.Орлова. Формирование толерантности. Дошкольное воспитание//.-.2003, №11 9. Декларация принципов толерантности. Бетти Э.Риздон. Толерантность дорога к миру - М, 2001 10. Г.Г.Абдулкаримов. Этнические стереотипы школьников, проблема формирования толерантного сознания .//Образование в современной школе.-.№4 11. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности.-.М: «Ось – 89», 2004 12. Никольский А.В. Преподавание истории обществознания в школе. -.2002, №7 13. Хасан Б.И.Путь к гармонии: быть терпимым, проблемы воспитания толерантности.//Семья и школа, 2001, №12 14. Яковенко А. Свобода слова в России и Европе. Международная жизнь.-.2001, №5 15. Романенко Л.М. Лики Российской толерантности. Размышления участницы симпозиума о симпозиуме. Публичная сфера и культура толерантности. Общие проблемы и российская специфика.- Москва, 2002, «Полис»// Политические исследования, №6 16. Петров В.Н. Этнические мигранты, полиэтническая принимающая среда, проблемы толерантности.// Социс: Социологические исследования.- 2003, №9 17. Галкин А.А. Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации.// Социс: Социологические исследования.-.2003, №9 18. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции. //Социс: Социологические исследования.-.2003, №8 19. Социальная педагогика. Курс лекций, учебное пособие для студентов высш. Учеб. Зав., под общей редакцией М.А. Галагузовой.- Гуманит. Изд. центр «Владос».-. 2001, 416с 20. С.А.Беличева. Этот опасный возраст.// Народный университет. Пед. Факультет- №1, 1982 г, 94с. 21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество. Учебник для студентов вузов.- М., 1982, 94 с. 22. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. Университетов.- М: 1972 г., 288 с. 23. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. Практ. руководство для отчаявшихся родителей. – М.: 1991, 224с. 24. Кле М. Психология подростка. Психосекс. Развитие.-.М.:1991, 224с. 25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М. 1982, 255с. 26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. – М.: 1979, 175с. 27. Л. Первин, О.Джон. Психология личности. Теория исследования. – М.: 2000, 607с. 28. Край Г. Психология развития.-.СПб.:2000, 992с. 29. Гамезо М.В. Атлас по психологии.- М.: 1985 30. Кузин В.С. Психология. – М.: 1999, 992с. 31. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: 1984, 592с. 32. Маклаков А Г Общая психология. -СПб.:2002, 592с 33. Немов Р.С. Психология.- М.: 1999, кн. 1, 688с. 34. Общая психодиагностика.//Под редакцией А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М.:1987, 304с. 35. Психология. Словарь.//Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: 1990, 489с. 36. Харитонов С.Я. Социально психологические проблемы в школе.//2000, №4 37. Сухомлинский А.В. О воспитании. -.М.:1985. 38. Трынский К.П. Психическое развитие детей. Воспитание и обучение детей //2000, №10 39. Смит Л. Эффективный тренинг.-.М.: Питер, 2002 40. Родионов В.А, Ступницкая М.А. Я и другие.- Ярославль.: Академия развития, 2001, 224. 41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: 1989 42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: 1999, 422с 43. Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России //Социально-гуманитарные знания, 2003, №5, 228-242с. 44. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М.: 2000 45. Уланов В.В. Формирование толерантности в школе, подход, основанный на понимании природы человека.// Директор школы, 2002, №8, 42-51с.