Курсовая на тему Формирование толерантности у подростков

Автор: Ольга

Тип работы: Курсовая

Предмет: Психология

Страниц: 49

Год сдачи: 2005

ВУЗ, город: Московский педагогический государственный университет

Выдержка

В 1995 году ООН приняла Декларацию «Принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указанны пути их реализации. В декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности (терпимости).
Как указанно в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, Но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человек.
«Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления, и выработки суждений, основанных на моральных ценностях». (Декларация принципов терпимости).
Принцип толерантности диктует необходимость сближения, взаимопонимания, взаимообогащения, в конечном счете, конвергенции и интеграции мировоззренческих установок и поведенческих приоритетов людей в вопросах труда, собственности, благосостояния, независимо от их конфессиональной принадлежности или политической ориентации.
Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов, таким образом, сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию. В этом и состоит суть движения толерантности, даже в столь сложной и, казалось бы, сугубо материальной, экономической сфере, определяющей уровень и образ жизни людей и возможность их взаимопонимания и сотрудничества не на популистско-декларативной основе, а на основе жизненно важных ценностей. Таким образом, тема «формировании толерантности подростков» очень актуальна.
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).
Толерантность (терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.[2, стр. 517]
Подростковый период (отрочество – 13-17 лет) – переход от детства ко взрослости. Происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости. Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение отношений со взрослыми и на самого себя.

Содержание

Введение ___________________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования толерантности у подростков 7
1.1. Состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике 7
1.2. Особенности формирования толерантности у подростков 13
1.3.Педагогические условия формирования толерантности у подростков 18
Выводы по первой главе: 28
Глава 2. Опытно- экспериментальное исследование формирования толерантности у подростков 29
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования 29
2.2. Содержание опытно-экспериментального исследования 33
2.3. Анализ опытно-экспериментального исследования. 42
Выводы по второй главе. 47
Заключение 48
Библиография 49

Литература

1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования.// Педагогика.-.№7.-2002
2. Психологический словарь./ Авт. Сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова под общей ред. Ю. Л. Неймера.-. Ростов-на- Дону.-.Феникс, 2003, 640с.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.// Учебное пособие
4. Немов Р. С. Психология.// Учеб для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн, 3-е изд.- М., Гуманит. Изд., центр Владос.-.1999, Кн. 3, Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.
5. Т.Т. Калужная, Л. А. Конашенко, Ю.И. Потапова.-Формирование толерантности //Специалист, 2004, №7
6. П.Степанов. Толерантный человек, как его воспитать. Народное образование, 2001
7. Ильин Е.П. Психология Воли.-.СПб, издательство «Питер», 2000. – 288 с.
8. М.Орлова. Формирование толерантности. Дошкольное воспитание//.-.2003, №11
9. Декларация принципов толерантности. Бетти Э.Риздон. Толерантность дорога к миру - М, 2001
10. Г.Г.Абдулкаримов. Этнические стереотипы школьников, проблема формирования толерантного сознания .//Образование в современной школе.-.№4
11. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности.-.М: «Ось – 89», 2004
12. Никольский А.В. Преподавание истории обществознания в школе. -.2002, №7
13. Хасан Б.И.Путь к гармонии: быть терпимым, проблемы воспитания толерантности.//Семья и школа, 2001, №12
14. Яковенко А. Свобода слова в России и Европе. Международная жизнь.-.2001, №5
15. Романенко Л.М. Лики Российской толерантности. Размышления участницы симпозиума о симпозиуме. Публичная сфера и культура толерантности. Общие проблемы и российская специфика.- Москва, 2002, «Полис»// Политические исследования, №6
16. Петров В.Н. Этнические мигранты, полиэтническая принимающая среда, проблемы толерантности.// Социс: Социологические исследования.- 2003, №9
17. Галкин А.А. Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации.// Социс: Социологические исследования.-.2003, №9
18. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции. //Социс: Социологические исследования.-.2003, №8
19. Социальная педагогика. Курс лекций, учебное пособие для студентов высш. Учеб. Зав., под общей редакцией М.А. Галагузовой.- Гуманит. Изд. центр «Владос».-. 2001, 416с
20. С.А.Беличева. Этот опасный возраст.// Народный университет. Пед. Факультет- №1, 1982 г, 94с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество. Учебник для студентов вузов.- М., 1982, 94 с.
22. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. Университетов.- М: 1972 г., 288 с.
23. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. Практ. руководство для отчаявшихся родителей. – М.: 1991, 224с.
24. Кле М. Психология подростка. Психосекс. Развитие.-.М.:1991, 224с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М. 1982, 255с.
26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. – М.: 1979, 175с.
27. Л. Первин, О.Джон. Психология личности. Теория исследования. – М.: 2000, 607с.
28. Край Г. Психология развития.-.СПб.:2000, 992с.
29. Гамезо М.В. Атлас по психологии.- М.: 1985
30. Кузин В.С. Психология. – М.: 1999, 992с.
31. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: 1984, 592с.
32. Маклаков А Г Общая психология. -СПб.:2002, 592с
33. Немов Р.С. Психология.- М.: 1999, кн. 1, 688с.
34. Общая психодиагностика.//Под редакцией А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М.:1987, 304с.
35. Психология. Словарь.//Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: 1990, 489с.
36. Харитонов С.Я. Социально психологические проблемы в школе.//2000, №4
37. Сухомлинский А.В. О воспитании. -.М.:1985.
38. Трынский К.П. Психическое развитие детей. Воспитание и обучение детей //2000, №10
39. Смит Л. Эффективный тренинг.-.М.: Питер, 2002
40. Родионов В.А, Ступницкая М.А. Я и другие.- Ярославль.: Академия развития, 2001, 224.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: 1989
42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: 1999, 422с
43. Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России //Социально-гуманитарные знания, 2003, №5, 228-242с.
44. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М.: 2000
45. Уланов В.В. Формирование толерантности в школе, подход, основанный на понимании природы человека.// Директор школы, 2002, №8, 42-51с.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Взгляд на возможности карьеры в области финансов через студенчество. Современные возможности карьеры в сфере финансов через развитие воспитательных технолоРеферат201124Москва
Сущность групповой динамики. Курсовая работаКурсовая200342ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Организационные конфликты. Курсовая работаКурсовая200226ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
3 задания по анализу производственной и финансовой деятельности предприятий (1 вариант). По исходным данным провести анализ показателя финансового риска прКонтрольная201114Москва
Воспроизводство и воспроизводственный процесс. Экономический рост Реферат200321ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Сущность и социально- экономические последствия инфляции. Курсовая работаКурсовая200341Северо-Кавказский Государственный Технический Университет
Работа защищена на отлично.Курсовая200432ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Экономический рост и проблемы его развития в РоссииКурсовая200322Российский государственный торгово-экономический университет
Общение и этикет в различных сферах деятельностиКурсовая200421ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Общая характеристика и виды преступлений против собственностиКурсовая201184МИЭМП
Яндекс.Метрика