Дипломная на тему Концепция разделения властей конституционно-правовые гарантии эффективности
Автор: Юлия
Тип работы: Дипломная
Предмет: Конституционное право
Страниц: 70
Год сдачи: 2010
ВУЗ, город: Москва
Выдержка
Введение
По доминирующему в юридической науке мнению, принцип разделения властей является одним из необходимых условий формирования правового государства и правовых законов , препятствующим возникновению какой-либо неограниченной власти, не связанной с естественным правом и конституционными принципами. При этом очень важно, чтобы три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) не были бы полностью разобщены или, напротив, соединены под единым началом, в том числе и под эгидой президентской власти. Такое их состояние позволяет каждой из ветвей власти эффективно осуществлять свои полномочия для обеспечения сбалансированных интересов личности, общества и государства как основы национальной безопасности России . Но можно ли говорить о первичности, приоритете или верховенстве той или иной ветви власти? Актуальность темы выражена в том, что данный вопрос возникал и перед мыслителями прошлого, стоявшими у истоков зарождения концепции разделения властей. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности, взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей. Предмет данной работы – современное законодательство регламентирующее вопросы деятельности различных ветвей власти, составляющих структуру государственного механизма, а также теоретические положения российских и иностранных исследователей о концепции разделения властей, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения различных ветвей власти в российском государственном механизме. Цель работы – комплексный теоретико-правовой анализ концепции разделения властей и реализации данного института в российском государственном механизме. В связи с поставленной целью, были поставлены и решены следующие задачи: - рассмотрение становления и развития теории разделения властей; - анализ реализации концепции разделения властей в государственном механизме; - исследование конституционных норм разделения и соотношения исполнительной, законодательной и судебной властей в РФ; - рассмотрение проблем взаимоотношений различных ветвей врасти в РФ; - выявление путей решения проблем реализации принципа разделения властей в РФ. Практическая актуальность многообразных вопросов, связанных с реализацией принципа разделения властей обусловила повышенное внимание к ним в современной отечественной доктрине. Появляются специальные работы, посвященные данной проблематике; указанная тема неизменно затрагивается также в исследованиях иных проблем и разделов конституционного права, отдельных его институтов. В настоящее время интересующая нас тема затрагивается в работах Безрукова А.В., Джангиряна Ж.Д., Истиховской М.Д., Ишекова К.А., Калинина А.Ю., Седегов А.В., Фокова А.П., Цалиева А.М. и других. Методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи. В работе были использованы исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также общенаучные приемы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция). Применение перечисленных методов в едином комплексе позволило осуществить системный анализ концепции разделения властей. Глубочайшие политические и социально - экономические, а также правовые преобразования, осуществленные за последние годы, обусловили возникновение и эволюцию фундаментальных институтов и категорий конституционного права России, изменение не только подходов, но и самой концепции этой ведущей отрасли российского права. Возник ряд крупных теоретических проблем, нуждающихся в серьезной разработке с новых теоретических позиций, основанных на прогрессивных идеях и постулатах, юридически закрепленных в Конституции Российской Федерации 1993 г. и развитых в федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Среди крупных проблем конституционного права выделяется своей теоретической актуальностью проблема соотношения принципа разделения властей и парламентаризма в современной России. В последние годы солидных трудов и фундаментальных статей по этой проблематике, по существу, не было, поскольку все внимание исследователей концентрировалось на теории Советов как полновластных и \"работающих корпораций\". При таком подходе крайне редким было даже упоминание принципа разделения властей, парламентаризма, не говоря уже об исследовании содержания данных понятий и тем более - анализе их соотношения. Определенное исключение составляли труды А.А. Мишина, Б.А. Страшуна, Б.С. Крылова, М.А. Крутоголова, В.А. Туманова, В.Е. Чиркина и некоторых других авторов. Однако в целом названная проблема остается недостаточно исследованной в свете новых условий политического и социально - экономического развития России, хотя уже после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. ряд известных специалистов в области конституционного права затрагивали этот вопрос Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, федеральные законы. Новые научно обоснованные позиции и взгляды порой позволяют по-новому взглянуть на вопросы, которые, казалось, уже давно решены и не вызывают никаких сомнений. Именно этим и объясняется интерес автора к проблематике концепции разделения властей, толкования данного явления и его места в структуре государственного механизма. Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем деятельности различных ветвей власти. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 пунктов, заключения и списка использованных источников.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3 I. Становление, развитие и реализация концепции разделения властей в современном государственном механизме……………………… 7 1. Становление и развитие теории разделения властей………………... 7 2. Реализация концепции разделения властей в государственном механизме……………………………………………………………………….. 14 II. Конституционное закрепление принципа разделения и соотношения исполнительной, законодательной и судебной властей в Российской Федерации…………...................................................................... 24 1. Законодательная власть в государственном механизме……………. 24 2 Понятие и назначение исполнительной власти…………………….... 30 3. Судебная власть в системе разделения властей…………………….. 39 III. Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации……………………………………………………….. 45 1. Проблема взаимоотношений различных ветвей власти в РФ……... 45 2. Пути решения проблем реализации принципа разделения властей в РФ………………………………………………………………………………... 57 Заключение………………………………………………………………. 63 Библиографический список………
Литература
Библиографический список
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 //Российская газета. 1993. 25 дек. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 22 декабря 1997. - №51. - Ст. 5712. 3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 6 января 1997. - №1. - Ст.1. 4. Федеральный закон от 05.08.200 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32.Ст. 3336. 5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005 6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 7. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ \"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации\" //СЗ РФ. 2002. № 11. Ст.1022 8. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 \"О концепции национальной безопасности Российской Федерации\" // Российская газета. 2000. 18 янв. 9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. (в ред. от 22.06.2009г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945. 10. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П \"По делу о толковании статей 71 (пункт \"г\"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации\" // Российская газета. 1999. 10 февр. 11. Устав Иркутской области: Научно - практический комментарий. Иркутск, 1995.
Литература 12. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. - М.: РЮИД; Сашко, 2000. -530. 13. Австрийская республика. Конституция и законодательные акты. - М.: Юридическая литература, 1985. -265с. 14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. -524с. 15. Безруков А.В. Единство и разделение государственной власти: проблемы сочетания и реализации //Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21. 16. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Елисеев Б.П. Конституционное право современной России. Учебник для ВУЗов. – М.: ДиС, 2001. -652с. 17. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2002. № 7. 18. Джангирян Ж.Д. Соотношение теории разделения и единства властей //Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. 19. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Гос. и право. 1992. № 10. 20. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство \"Большая российская энциклопедия\", 1995. -563с. 21. Истиховская М.Д. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в системе разделения властей (на примере Республики Коми) //Общество и право. 2009. № 2. 22. Ишеков К.А. Становление региональной системы разделения властей в России: начальный этап //Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17. 23. Ишеков К.А. Развитие системы разделения властей в субъектах Российской Федерации //Российская юстиция. 2009. № 12. 24. Калинин А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России //Юридический мир. 2009. № 8. 25. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 5. 26. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М.: НОРМА, 2004. -541с. 27. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. – изд. 2-е, дополненное и переработанное.-М.: Проспект, 2003. -627с. 28. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1996. -312с. 29. Кроткова Н.В. Проблема разделения властей в государственно-правовом учении С.А. Котляревского //Право и политика. 2006. № 12. 30. Крылов Б.С. Парламент буржуазного государства. - М.: Юридическая литература, 1963. -146с. 31. Мальцев Г.В., Экимов А.И., Ефимов В.И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация. 1993. № 1/13. 32. Марченко М.Н. Разделение властей в государственном механизме // Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. - М.: Спарк, 1999. -403с. 33. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Зерцало, 1996. -427с. 34. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 1. 35. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общей ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2002. -698с. 36. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие: В 2-х чч. Ч. 1. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. -367с. 37. Седегов А.В. Разделение властей как критерий классификации формы государства //Общество и право. 2009. № 1. 38. Сергеев А.А. Конституционная ответственность органов федеральной власти Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006 – 178с. 39. Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 1. 40. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. - М.: Юридическая литература, 1993. -217с. 41. Станских С.Н. Избирательная власть как ветвь государственной власти к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1 42. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. - М.: Проспект, 1993. -341с. 43. Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. - М.: Проспект, 2000. -256с. 44. Усанов В.Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности. - М., 2006. -415с. 45. Фетищев Д.В. Судебная власть в системе разделения властей //Российский следователь. 2008. № 10. 46. Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей //Российский судья. 2007. № 10. 47. Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации //Российская юстиция. 2009. № 2. 48. Чиркин В.Е. Современное государство. - М.: НОРМА, 2001. -267с. 49. Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. № 10. С. 6. 50. Шувалов И.И. Юридический аспект теории разделения властей //Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3