Дипломная на тему Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании самостоятельности дошкольников. Дипломная работаАвтор: Григорьева Анастасия Тип работы: Дипломная Предмет: Психология Страниц: 71 Год сдачи: 2006 ВУЗ, город: рос ноу Выдержка Введение Воображение, характерное только для человека и возникающее в процессе деятельности, принадлежит к числу высших познавательных процессов. Истоками формирования воображения считается изначальная активность ребенка. В.Д.Небылицын дает следующую характеристику этого понятия: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира» [5]. В дошкольном возрасте активность ребенка возрастает. Она приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, учение, труд, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования. Игра, а точнее, сюжетно-ролевая игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Она является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое оказывает на формирующуюся личность. Д.Б.Эльконин в своих трудах подчеркивает огромное значение сюжетно-ролевой игры для развития познавательных функций, и, прежде всего, воображения. В игре ребенок учится проявлять свою творческую инициативу, учится умению организовывать, планировать и направлять игру. Следовательно, именно сюжетно-ролевая игра подводит ребенка к способности действовать в плане образов, в плане представлений. А поскольку сам процесс воображения заключается в создании образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий, то венцом процесса формирования образа становится развитие воображения. Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения/ Вначале воссоздающего (позволяющего представлять образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы). Воображение начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Сюжетно-ролевая игра - самая сложная форма игры. Многие психологи считают, что расцвет сюжетно-ролевои игры происходит в старшем дошкольном возрасте. Поэтому именно эта возрастная категория берется в работе для исследования влияния обогащенной сюжетно-ролевои игры на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Цель работы заключается в исследовании влияния сюжетно-ролевои игры на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. В работе поставлены следующие задачи: Провести теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме влияния сюжетно-ролевои игры на развитие воображения детей дошкольного возраста. Сформировать систему средств обогащения и развития сюжетно- ролевои игры, оценить ее эффективность в плане оптимизации развития воображения детей и внедрить ее в практику работы с детьми в дошкольном учреждении. 3. Исследовать особенности влияния сюжетно-ролевои игры на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Объект данного исследования - особенности воображения детей двух подготовительных групп (6-7 лет) детского сада обычного типа в количестве 40-а человек. Предметом исследования являются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре. Глава 1. Анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста. 1.1 Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В отечественной психологии структура психологического возраста оценивается на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных новообразований возраста и возрастных кризисов. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие, которое должно быть решено. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Само же это противоречие должно быть разрешено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах психологических особенностях личности ребенка на данной стадии», деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития [26]. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это игра в ее наиболее развернутой форме, а именно, сюжетно-ролевая игра. Как отмечал Д.Б.Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Но ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление - это игра. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, по мнению Д.Б.Эльконина, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале. В результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходит через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия являются единицей игры. Различают в игре ее содержание и сюжет. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой действительности - только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и к другим людям, или общественный смысл человеческого труда. Сюжет же игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы [15]. Содержание Содержание Введение Глава 1. Анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований по проблеме воспитания у детей дошкольного возраста самостоятельности в игровой деятельности. 1.1 Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста 1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 1.3 Особенности развития самостоятельности в дошкольном возрасте 1.4 Особенности развития самостоятельности в сюжетно-ролевой игре Глава 2. Исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие самостоятельности детей дошкольного возраста. 2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования Выводы Заключение Литература Литература Литература Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: Академия развития, 2001. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: МПСИ, «Флинта», 1998. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. М.: Педагогика, 1995. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. Воспитание детей в игре // Составители: Бондаренко А.Н., Матусик А.И. М.: Просвещение, 1994. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП,1996. 10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1995 №5, с.32. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1950. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.: МПСИ, 2001. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого- педагогическая практика в системе образования. М.: МПСИ, 1998. Жуковская Р.Н. Творческие ролевые игры в детском саду. М.: АПН 1963. Запорожец А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания. М.: Знание, 1070. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 1978. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М.: Педагогика, 1956. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М.: Прометей, 2003. ( С. Психологическая служба.) Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: «Роспедагентство», 1997. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. М.: Университет, 1999. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации // Вопросы психологии, 1997, №5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. М., 1983. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М.: МПСИ, 1994. Леонова Е.В. Некоторые аспекты использования фигурного теста П.Торренса для диагностики творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста // Психолог в детском саду, 2000, №4. Макарова Е.В. В начале было детство. М.: Педагогика, 1990. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Проавещение, 1982. Михайленко Н.Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1987. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под ред.А.В.Брушлинского и Т.Н.Ушаковой. М.: МПСИ, Воронеж: ПНО «МОДЕК», 2000. Немов Р.С. Психология. Книга 1,2. М.: Владос, 2001. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: МПСИ, 1997. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.:МПА, 1995. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия, 2000. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия, 2001. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1996. Психология и педагогика игры дошкольника // Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой, М.: Просвещение, 1966. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Просвещение, 1998. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Автореф. канд. дисс. психол. наук, М., 1976. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. - Воронеж: МПСИ, 1996. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: «Республика», 1995. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учпедгиз, 1960. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2001. |
Название | Тип | Год сдачи | Страниц | ВУЗ, город | |||
Управление ростом | Реферат | 2010 | 20 | Москва | Возможности для карьеры в области финансов | Курсовая | 2010 | 30 | Москва | Перспективы иностранных инвестиций в экономику РФ | Отчет | 2010 | 64 | Москва | Оценка финансового состояния предприятия. Отчет | Отчет | 2010 | 36 | Москва | Инициативное поведение детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре | Курсовая | 2010 | 24 | Москва | Использование возможностей локальных сетей в работе психолога | Реферат | 2010 | 11 | Москва | Английский язык как орудие глобализации | Курсовая | 2010 | 38 | Москва | Страховой рынок России. Курсовая работа | Курсовая | 2010 | 43 | Москва | Разработка системы рекламной деятельности организации | Курсовая | 2010 | 35 | Москва | Информационные технологии в современной организации | Курсовая | 2010 | 48 | Москва |