Дипломная на тему Интеграция информатики с другими учебными дисциплинами в младших классах школы
Автор: Соломыкина Татьяна
Тип работы: Дипломная
Предмет: Информатика
Страниц: 82
Год сдачи: 2008
ВУЗ, город: Липецкий государственный педагогический университет
Выдержка
ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития образования в России характеризуется многообразной деятельностью школ. Устанавливается новый, личностно ориентированный тип образования, наблюдается гуманизация обучения, знания, полученные в процессе обучения, должны создавать целостную картину мира. Это дает основания говорить, что становится актуальным построение процесса обучения и воспитания на интегративной основе. Интеграция дает возможность качественно изменить содержание образования, существенно расширить границы знаний, обеспечить взаимосвязь между предметами, найти общие точки соприкосновения, тем самым повышая уровень знаний современных школьников. Многие современные исследователи, такие как И.Д. Зверев, В.Н. Максимова [13], В.С. Безрукова [5] подчеркивают, что интеграция содержания образования выступает мощным средством формирования мировоззрения, которое имеет не нормативный, а личностный характер. В связи с вышесказанным интегративность превращается в одну из ведущих закономерностей педагогики. Это подтверждается законодательными актами. В информационном письме Министерства образования РФ № 577/11 от 10.06.94 г. говорится о необходимости построения различных предметов в едином психологическом и смысловом ключе с целью формирования у детей целостной картины мира, чувства взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и человека [1]. Интегрированные уроки вводятся в курс начальной школы. Это обосновано тем, что на этом возрастном происходит закладка основ мировоззрения, ребенок начинает понимать, что он часть единой системы, что все в мире взаимосвязано и закономерно. Проблемой интеграции предметов в младших классах занимались такие исследователи, как Ю.М. Колягин, К.Ю. Колесина, Малинковская, И.С. Сердюкова, К.Б. Сухаревская. Одним из предметов, который достаточно легко интегрируется с другими дисциплинами, является информатика, которая в данный момент вводится в школах экспериментально в качестве обязательного компонента содержания образования. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе определяет один из способов преподавания информатики в младших классах – бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока на основе интеграции с другими предметами [2]. Цель работы – выявить особенности интеграции информатики с другими учебными дисциплинами в младших классах школы. Объект исследования: содержание образования в младших классах школы. Предмет исследования: интеграция информатики с другими учебными дисциплинами в содержании образования младших школьников. Гипотеза: интеграция информатики с другими учебными дисциплинами будет эффективной, если реализуются следующие педагогические условия: 1. нахождение общих компонентов (понятий, законов) содержания для всех дисциплин, входящих в структуру урока; 2. наличие естественных и наглядно представленных связей между компонентами содержания; 3. введение методов, стимулирующих познавательную активность учащихся. В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи исследования: 1. изучить специальную литературу о проблеме интеграции информатики с другими учебными дисциплинами в начальной школе; 2. проанализировать состояние практики интегрированного обучения информатике в младших классах школы; 3. разработать и внедрить в педагогический процесс интегрированные уроки информатики во втором классе школы; 4. проверить эффективность экспериментального внедрения уроков информатики, интегрированных с другими учебными дисциплинами; 5. разработать электронный учебник по методике преподавания информатики в начальной школе. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме педагогической интеграции, обобщение и синтез теоретического материала, наблюдение и анализ содержания школьного образования, анкетирование, педагогический эксперимент, математическая обработка данных и интерпретация. Методологическую основу исследования составили труды Безруковой В.С., Зверева И.Д., Максимовой В.Н., Колесиной К.Ю., Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Леонтьева, К.Д. Ушинского, В.Т. Фоменко. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Введение содержит краткий обзор дипломной работы. В I главе «Психолого-педагогические аспекты интегрированного обучения информатике детей младшего школьного возраста» дается теоретическое обоснование необходимости внедрения в содержание современного начального школьного образования интегрированных уроков. Рассматриваются возрастные особенности детей на данном этапе развития, обзор содержания образования начальной школы и образовательных программ по информатике, особенности интегрированного обучения младших школьников. Во II главе «Педагогические условия реализации интеграции содержания информатики с другими учебными дисциплинами в обучении детей 2 класса» проводится анализ состояния практики интегрированного обучения информатике в начальной школе, описывается педагогический эксперимент, связанный с разработкой и внедрением интегрированных уроков информатики с другими предметами во 2 классе, на основании чего делаются соответствующие выводы. В III главе дано описание разработанного программного продукта и руководство пользователя. В заключении даны краткие выводы по содержанию пояснительной записки. Список литературы содержит 66 наименований. Приложение включает в себя: текст анкет, диагностических заданий, планы-конспекты интегрированных уроков информатики, таблицы оценок экспериментального и контрольного классов, листинг программного продукта.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРИ-РОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психологические особенности познавательной деятельности младших школьников 1.2. Информатика как учебный предмет в содержании образования в младших классах школы 1.3. Особенности интегрированного обучения младших школьников ……. ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 2 КЛАССА …… 2.1. Описание методики исследования 2.2. Диагностика состояния интеграции обучения в младших классах школы 2.3. Разработка и внедрение интегрированных уроков информатики во 2 А классе 2.4. Проверка эффективности экспериментального внедрения интегрированных уроков информатики в младших классах школы ..... ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» ………... 3.1. Описание программы: назначение, особенности работы, обоснование выбора средств программирования 3.2. Руководство программиста 3.3. Руководство пользователя ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
Литература
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Информационное письмо Министерства образования РФ № 577/11 от 10.06.94 г. 2. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. 3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с. 4. Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 7. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2003. 5. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Отв. ред. В.С. Безрукова. – Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. – С. 5-26. 6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. ? М., 1968. – С. 308. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. 8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина.—М.: Педагогика, 1983.—368 с. 9. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 2-й класс: Учебник в 2-х частях, часть 2. – М.: Баласс, 2007. – 80 с. 10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с. 11. Джамса Крис. Эффективный самоучитель по креативному Web-дизайну. HTML, XHTML, CSS, JavaScript, PHP, ASP, ActiveX. Текст, графика, звук и анимация. Пер с англ./Крис Джамса, Конрад Кинг, Энди Андерсон - М.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005.- 672 с. 12. Джуринский А.Н. Японское чудо: мифы и реальность. Школьное образование и воспитание в Японии: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – С. 23-27. 13. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. – 160 с. 14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга, Логос, 2007. – 384 с. 15. Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. 16. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под. ред. М.А. Розова. – М.: Изд-во Московского университета, 1989. – 232 с. 17. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы международного семинара. / М-во обр-я РФ РГПУ им. Герцена. – СПб.: «Образование», 1996. – 144 с. 18. Информатика. I-II классы. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 1999. 19. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе : Дис… канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1995. – 197 с. 20. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1995. – 651 с. 21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. 22. Кэнту М. Delphi 7: Для профессионалов. – СПб.: Питер, 2004. – 1101 с. 23. Лазарева М.В. Интегрированные тенденции в содержании современного школьного образования: Методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ, 2003. – 68 с. 24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики; Изд.3. – М.: Изд.АПН РСФСР, 1972. – 575 с. 25. Лернер И.Я., Зорина Л.Я., Батурина Н.И. и др. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под. Ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1978 г. 26. Ломакин П.А. Web-строительство. – М.: Майор, 2003. – 512 с. 27. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития / Под ред. Е.Д. Божович. – М., 1998. – 443 с. 28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С.321-338. 29. Начальное образование в России: инновации и практика. – М.: Школа, 1994. – 263 с. 30. Обухова Л. В. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с. 31. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. 32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с. 33. Сухаревская Б.К. Интегрированное обучение в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с. 34. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 198 с. 35. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1975. – 343 с. 36. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8 – М.: Л., 1948. – с. 600. 37. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 640 с. 38. Фленов М.Е. Библия Delphi. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 39. Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. – Ростов н/Д, 1994. 40. Формирование интереса к учению у школьников./ Под ред. А. К. Марковой; Науч.-исслед. Ин-т общей педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. 41. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 288 с. 42. Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Развивающая информатика. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 43. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение. - 1979. - 159 с. 44. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981 45. Энциклопедия для детей. Том 22. Информатика / Глав. ред. Е.А. Хлебалина, вед. науч. ред. А.Г. Леонов. – М.: Аванта+, 2003. – 624 с. 46. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. 47. Бешенков С.А., Кузнецов А.А., Леднев В.С. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. – 1998. ? №3. 48. Бахарева Л.Н. Интегрирование учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. – 1991. - №8. – С. 48-50 49. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. ?№5. – с. 150-154. 50. Бурова Л.И., ЧГУ. Формирование первоначальной естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе синтеза знаний. // Процессы интеграции в обучении: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. 51. Инструментальная компьютерная среда в начальном образовании. В.В. Лаптев, Е.В. Баранова, И.В. Симонова, О.А. Ивашова, Л.В. Савельева, Л.В. Симонова, Е.Е. Останина, Г.С. Щеголева, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург // Начальная школа. – 2007. №4. – С. 86-92. 52. Козырева Л.П., ЕГУ им. И.А. Бунина. Интегративный подход к эстетическому воспитанию младших школьников. // Процессы интеграции в обучении: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. 53. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. 1990. № 9. С. 28–32. 54. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии. ? 1982. ? №4. ? С. 18-20. 55. Лямина В.Н. Интегрированные уроки – одно из средств развития интереса к учебным предметам // Начальная школа. – 1995. ? №11. – С. 21-25. 56. Мальцева В.А., ЕГУ им. И.А. Бунина. Интегративный подход к обучению и воспитанию младших школьников средствами художественной культуры православия. // Процессы интеграции в обучении: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. 57. Меркулова Т.В.. Формирование интеллектуального умения планирования в начальной школе с позиций интегрированного подхода. // Процессы интеграции в обучении: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. 58. Молокова А.В. Информатизация начального образования на страницах журнала «Начальная школа» (с 2000 по 2006 г.) // Начальная школа. – 2007. ? №9. – С. 82-89. 59. Познавательные интересы младших школьников / Н.Г. Капустина. // Нач. школа. – 2005. - 2. – С. 3-7. 60. Синявина О.В. Подготовка учителей начальных классов к преподаванию информатики младшим школьникам // Информатика и образование. 2006 ? №7. – С. 122-126. 61. Тучкова Т.У., ЛГИУУ, Иванчинова-Маринская О.А., СШ № 69, Липецк. Интегрированные уроки в современной школе. // Процессы интеграции в обучении: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. 62. Шемонаева О.И., ЕГУ им. И.А. Бунина. Элементы интеграции в современном образовании школьников. // Процессы интеграции в обучении: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. 63. Акимова Е.Ю. Основные этапы развития вариативности отечественного начального образования / Е.Ю. Акимова. – Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/20_2/. 64. Интеграция уроков информатики в средней школе как средство повышения качества образования. Копылова Л.Ю. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php 65. Особенности интегрированного обучения в начальных классах. Е. Сухаревская. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/2006/01/1.htm 66. Соколова Т.Е. Интеграция информатики и базовых учебных дисциплин в начальном образовании. / Т.Е. Соколова – Режим доступа: http://www.moipkro.ru/index.php