Курсовая на тему Смешанная экономика - характеристика дискуссионных проблем

Автор: Ольга

Тип работы: Курсовая

Предмет: Экономика

Страниц: 33

Год сдачи: 2004

ВУЗ, город: ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Выдержка

Введение Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной (регулируемой) рыночной экономики. Каждый из таких периодов характеризуется появлением новых форм организации рыночной экономики, что изменяло и механизм ее функционирования. Рождение же новых организационно-экономических форм трансформируется для, экономической теории в ее новую проблематику что способствует созданию новых концепций. Правда, новизна этих концепций носит относительный характер, т. к. в методологическом арсенале экономической науки всегда сохраняется значительное, число невостребованных (преждевременных) идей, детальная разработка которых зависит от потребностей экономической практики. А поскольку экономическое сознание отстает от реальных изменений, то движение экономической мысли неизбежно становится выражением периодически возникающего теоретического кризиса. Кризисом, в ходе которого собственной возникла современная экономическая теория, явился кризис 30-х годов, отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием "Великой депрессии" Последняя и обнаружила историческую ограниченность ранее господствовавшей "классической школы" Концептуальное содержание классической школы можно свести к трем пунктам: - требование невмешательства государства в экономику, - гимн свободной конституции, - ставка на ценовой механизм установления рыночного равновесия. Таким образом, классическая теория - это теория саморегулирующейся рыночной экономики; отличие поздней классической теории от ранней классической состояло в том, что классика, в изнурявшем экономическую теорию споре ("стоимость" или "полезность'"), сделала выбор в пользу полезности. Надо признать, что 20-е годы в США, получившие в экономической литературе название "периода процветания", когда обозначилась реальность "общества изобильного потребления", когда даже автомобиль стал товаром массового потребления, казалось бы, прочно подтверждали правоту неоклассической модели рыночной экономики. Увы, потрясение 30-х годов, охватившее все рыночно-развитые страны мира, означало, что та рыночная экономика, модель и принципы которой отстаивала неоклассическая школа устарела и безвозвратно уходит в прошлое. Урок Великого кризиса, перейденный в плоскость экономической теории, требовал осознания невозможной дня "неоклассических" экономистов перемены — рыночная экономика, материальную основу которой образует крупное промышленное производство, утрачивает способность к саморегулированию. Почему? Потому, что крупное индустриальное производство объективно порождает тенденцию к монополизму, а монополизм - это подрыв, отрицание основ рыночной экономики, ибо монополизм несовместим со свободной конкуренцией и свободным ценообразованием ("советская" экономика была разрушена именно абсолютной государственной монополией). Но от монополизма (который исподволь зародился еще в конце XIX в.) уже нельзя было избавиться, поскольку он превратился в имманентную для "индустриальной" рыночной экономики тенденцию. Монополизм можно было только постоянно "обуздывать". Степень такой "обузданности" и характеризует степень современной цивилизованности рыночной экономики. Концепция обуздания монополизма (и в этой мере - сохранения рыночной экономики) и представлена в теории Кейнса. Кейнсианство знаменовало переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики к тому что рыночная экономика нуждается в регулировании и что это регулирование может осуществить только государство. Поэтому суть кейнсианства сводится к определению это теория государственно-регулируемой рыночной экономики. Но кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), т. е. не порывало с классической традицией. Иными словами, это было "наступление" на рыночную экономику, но во имя ее сохранения. Ф. Рузвельт с его "новым курсом" воплощал "кейнсианский" тип защитника рыночной экономики. В середине 70-х кризис настиг уже государственно-регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса — чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники "рейганомики" в США сделали ставку на политику деэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству "экономический" механизм своего вмешательства в экономику, а не "административный". Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к "косвенному" - через регулирование денежной сферы. 1. Экономические функции государства В начале XX в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха "государственно-монополистического капитализма" (ГМК). Практика ГМК подтолкнула к идее "государственного социализма" - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению "административно-командной экономики" Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или "капитализм", или "социализм"), является "социально-рыночной" ("смешанной"). Что это значит? Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство ("правительство") - институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том. чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в "вечную" проблему. Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого "административного" решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических

Содержание

Введение 3
1. Экономические функции государства 6
2. Инструменты государственного регулирования экономик 9
2.1. Государственные финансы. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его покрытия. Государственный долг и способы его покрытия 9
2.2. Налоги: понятие функции и способы их взымания. Принципы налогообложения. 15
Заключение 31
Литература 32

Литература

1. Боголепов Д. Указ. соч. С. 18.
2. Брусиловская Н. Антиинфляционная налоговая политика // Вопросы экономики. - 1991 - №2
3. Гончаренко Л. «Секреты» исчисления налогов на добавленную стоимость «Российский экономический журнал - 1992 - №5
4. Горбунов Э.П. Налоговая политика как средство регулирования пропорций производства // Известия АН. СССР Серия. Экономика, 1998.
5. Дьмеюю В. П. История финансов СССР (1917—1950 гг.). М.: Наука, 1978. С. 396.
6. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» № 2118-1 от 27.12.91 г. (с изм. от 8.07.99 г.). Ст. 1, п. 2.
7. Курс экономической теории: Учебное пособие. Киров 1993.
8. Летти В. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. М.: 1998.
9. Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс).
10. Макконел К.Р. Брю С.Л. Экономикс. - М. 1994 - Т. 1-2.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 8. С. 498
12. Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 278.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Азъ», 1995. С.346.
14. Основы налогового права. Учебно-метод. пособ./Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Инвест-фонд, 1995. С. 39.
15. Починок А. Налоговая реформа: долгий извилистый путь // Налоговый вестник ГНС РФ. 1996. № 1. С. 31.
16. Репина В. Принципы и формы налогообложения. Анализ налоговой системы России. // Вопросы экономики. - 1993 - №3.
17. Рогова О. Моисеева Л., Лавина А. Налоговая политика Швеции: целевая направленность и механизм. // Вопросы экономики. - 1991. №10
18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 2. С. 341-342.
19. Тихонов О.В. Современная система налогооблажения: федеральный уровень. США: Экономика, политика, идеология - 1999 -№5



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесиеРеферат201121Москва
Контрольная по управлению затратами на предприятиях сферы сервиса, вариант 7. Производственные и внепроизводственные затратыКонтрольная20119Москва
Функции местного самоуправленияРеферат200419ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Формирование имиджа политика с помощью телевиденияКурсовая200352ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Финансовое планирование на предприятии на примере ООО СкифДипломная200378ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Федерация как форма государственного устройства. Курсовая работаКурсовая200432ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Выбытие основных средствКонтрольная200214Балтийский институт экологии, политики и права
Управленческие отношения - содержание и механизм осуществленияКурсовая200245ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Организационно-правовые основы социального партнерстваКонтрольная200319ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Стресс в деятельности руководителяРеферат200214ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Яндекс.Метрика