Курсовая на тему Особенности употребления общественно-политической лексики в современной качественной прессе
Автор: Юлия
Тип работы: Курсовая
Предмет: Стилистика
Страниц: 28
Год сдачи: 2010
ВУЗ, город: Москва
Выдержка
ВВЕДЕНИЕ
Газетная публицистика – это сложная, многоликая и динамично развивающаяся сфера функционирования русского языка. Будучи основанной на нормах письменной литературой речи, она включает в себя многообразие стилистических приемов. Газетный текст, как зеркало, отражает основные тенденции развития языка. В современной системе рыночных отношений газета является полноценным товаром, который должен отвечать запросам покупателя, для того чтобы быть востребованным. Печатный продукт должен соответствовать таким критериям как максимальная информативность в минимальном текстовом объеме, понятность, достоверность. Публицистический стиль использует богатый арсенал лексических и стилистических средств. Настоящее исследование посвящено рассмотрению особенностей употребления общественно-политической лексики в материалах авторитетного периодического издания, газеты «Коммерсантъ». Этот вид языковых средств получил широкое распространение во всех жанрах периодической печати, что обуславливает актуальность нашего исследования. Данная работа включает в себя анализ трех различных по тематике статей одного из качественных современных изданий. Тенденции употребления общественно-политической лексики на страницах периодики малоизученная область стилистики, что определяет новизну исследования. Объектом исследования являются особенности функционирования общественно-политической лексики в материалах газеты «Коммерсантъ»; предметом – языковые единицы данной тематической группы в материалах А.Гудкова «Расплата за смертный грех», В. Хамраева «Виталию Мутко грозит дисквалификация на час» и А. Реутова «Война в ЮАР принимает новые формы», опубликованных в номере № 59 (4359) от 06.04.2010. Цель работы – выявить особенности употребления общественно-политической лексики в различных материалах газеты «Коммерсантъ». Задачи: - охарактеризовать общественно-политическую лексику, как группу языковых средств; - определить семантические и стилистические особенности общественно-политической лексики; - рассмотреть варианты использования общественно-политической лексики в материалах на экономическую, политическую и международную темы; - обозначить особенности функционирования общественно-политической лексики в публицистических материалах. Метод проведения исследования – анализ научных и публицистических текстов. Работа состоит из следующих частей: - содержания; - введения; - главы 1, в которой рассматриваются особенности общественно-политической лексики; - главы 2, где анализируется использование данной лексики в газетных материалах разной тематики. - заключения; - списка использованных литературных источников; - трех приложений, в которых представлены рассматриваемые публицистические тексты. Практическая значимость – данная работа может быть полезна как дополнительный материал для изучения курса «Стилистика».
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ………………………….5 1.1. Характеристика общественно-политической лексики……………….5 1.2. Семантические и стилистические особенности общественно-политической лексики…………………………………………6 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ…………………………………...…9 2.1. Общественно-политическая лексика в материале на экономическую тему…………………………………………9 2.2. Общественно-политическая лексика в материале на политическую тему…………………………………………12 2.3. Общественно-политическая лексика в материале на международную тему………………………………………15 2.4. Характеристика общественно-политической лексики в материалах газеты «Коммерсантъ»……………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………...22
Приложение 1. «Расплата за смертный грех» Александр Гудков………...24 Приложение 2. «Виталию Мутко грозит дисквалификация на час» Виктор Хамраев………………………………………………………………26 Приложение 3. «Война в ЮАР принимает новые формы» Александр Реутов…………………………………………………………….27
Литература
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Научные тексты: 1. Акишина А.А. Структура цельного текста. - М., 1999. – 324 с. 2. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики. - М., 2002. -198 с. 3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М., 2001.- 368 с. 4. Герхард М. Искусство повествования. – М., 2004. – 288 с. 5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2003. – 448 с. 6. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 2003. – 342 с. 7. Ермакова О.П. Семантические процессы в лексике / Русский язык конца XX столетия. - М., 1996. – 562 с. 8. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 2008. - 342 с. 9. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 2001. – 286 с. 10. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. - М., 2006. – 452 с. 11. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск. –1999. – 364 с. 12. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1977. – 438 с. 13. Пельт В.Д. Информация в газете. – М., 2000. – 234 с. 14. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. – М., 2000. – 342с. 15. Прохоров Е.П. Журналистика. Государство. Общество. – М., 2006. – 432 с. 16. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2003. – 448 с. 17. Солганик Г.Я., Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров. – М., 1996. – 346 с. 18. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 2002. – 246 с. 19. Феллер М.Д. Структура публицистического произведения. – М., 2001. – 462 с. 20. Шмелев Д. Н. Современный русский язык: Лексика. - М., 2007. – 410 с.
Публицистические материалы: 21. Газета «Коммерсантъ» № 59 (4359) от 06.04.2010