ВУЗ, город: ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Выдержка
На основе анализа эволюции подходов к управлению выделяют следующие школы менеджмента: — классическая или административная (1920-1950); — школа человеческих отношений (1930-1950); — школа поведенческих наук (1950); — количественный подход к управлению; — процессный подход; — ситуационный подход. Школа человеческих отношений 30-50 гг. Мейо, Фоллет, Маслоу. Для достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками. Поведенческая школа (50- наст. Время) Ликерт, Мак-Грегор, Блейк. Эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии. Недооценка человеческого фактора, упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, присущие \"классической\" школе, стали предметом острой критики, послужившей одной из предпосылок возникновения второй основной школы в американской теории управления – доктрины \"человеческих отношений\", или \"человеческого поведения\". Предметом исследования данной школы явились психологические мотивы поведения людей в процессе производства, \"групповые отношения\", \"групповые нормы\", проблемы \"конфликта и сотрудничества\", \"коммуникационные барьеры\", \"неформальная организация\". Среди многочисленных представителей этой школы, кроме основателей – Элтона Мэйо и Фрица Ротлисбергера, следует в первую очередь назвать Дугласа Макгрегора – профессора школы индустриального управления Массачусетского технологического института, Криса Арджириса – профессора Йельского университета, Ренсиса Лайкерта – директора института социальных исследований Мичиганского университета. Большая группа социологов Гарвардского университета, по традиции начиная с Э. Мэйо, систематически занимается проблемами \"человеческих отношений\". Э.Мэйо (1880 - 1949). Основной вывод Мэйо сводился к утверждению, что взаимоотношения работников являются определяющим фактором производственной деятельности. Во главе своих исследований он поставил такие понятия как удовлетворенность работой и моральное воздействие, но в центре внимания остается человек, а не организация. В отличии от экономического человека непосредственно реагирующего на денежные стимулы она предложила \"социального человека\", подверженного личностному влиянию в не формальной рабочей группе. Школа человеческих отношений включает исследования внутри личностных отношений в производственных коллективах. Развитие этого направления (школы человеческих отношений) получило новый импульс после 2 мировой войны, в дальнейшем развитие поведенческих наук (Психология и социология).наиболее известным представителями этой школы являются Мак Грегор, Герцберг, Блейк, Маслоу. Этими учениями бихевиористами (поведения) – было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности: 1. физиологические потребности 2. безопасность своего существования 3. социальные потребности 4. престижность ( авторитет, служебный статус и др.) 5. потребность в самовыражении, полном использовании своих возможностей достижения цели и личном росте.
Содержание
5. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Основные представители и вклад в развитие науки 3 46. Менеджмент посредством делегирования: понятие функции, техника и критерии правильного делегирования 7 55.Малые предприятия: понятие, их роль в экономике страны (региона) достоинства и недостатки 13 Список литературы 21
Литература
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., \"Триада, Лтд\", 1996. 2. Видяпина В.И. Бакалавр экономики (Хрестоматия) – М., 1999 – Т.2 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, – М.: МГУ, 1995. 4. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М., Наука, 1972. 5. Герчикова И.Н. Менеджмент.– М.,ЮНИТИ, 1995. 6. Госкомстат России. Россия в цифрах. Официальное издание 2003 7. История менеджмента. Под ред. Валового Д.В. – М.: Инфра, 1997. 8. Кравченко А.И. История менеджмента. Учеб. пособие. – М., 2000. 9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2003. 10. Нарибаев К.Н., Джумамбаев С. Менеджмент: Учебное пособие. – Алматы: Казак университетi, 1999. -139 с. 11. Нейман Р., Хайзе Г.-Й. Азбука рационального предпринимательства. – Омск: Лео, 1998. 12. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.1997. 13. Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: Зерцало, 1998. 14. Шахмалов Ф.И., Американский менеджмент. теория и практика. – М., 1993.