ВУЗ, город: ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Выдержка
Повышение интереса к поведению животных, которое наблюдалось к концу прошлого века, в большой степени было связано с появлением теории эволюции путем естественного отбора. Дарвинизм поставил множество вопросов о различии поведения между животными, животными и человеком. Одним из главных вопросов - вопрос о пластичности поведения животных и ее развитии в процессе эволюции животного мира. По определению Лебушкина, поведение – это специфический для животных вид жизнедеятельности, в котором проявляется психическая форма отражения и который выражается в разнообразных двигательных реакциях, таких как локомоция, манипуляция, изменение формы тела. Один из главных вопросов зоопсихологии, что же следует относить к психическому, решается по-разному разными учеными. А.Н. Леонтьев, опираясь на два критерия - это характер отражения и характер деятельности, – выделяет 3 стадии. Первая – стадия элементарной психики. Животные, относящиеся к этой стадии воспринимают отдельные свойства среды, а их деятельность направлена на отдельные объекты. К этой стадии относятся все беспозвоночные и рыбы. Вторая стадия по Леонтьеву - это стадия перцептивной психики. На этом уровне животные отражают целостные объекты, а действуют с учетом пространственного расположения объектов. Одна из главных особенностей этой стадии – это способность переносить опыт, полученный в одной ситуации на другую, основываясь на сходстве вещей. К этой стадии относят всех позвоночных, исключая рыб, которые относятся к первой стадии, и антропоидов, которых Леонтьев отнес к третьей стадии – стадии интеллекта.. Животные этого уровня способны отражать объекты в их связях и отношениях друг с другом, а действуют они в ситуации связи и отношения между предметами. Перенос опыта осуществляется на основе сходства целых ситуаций. К этой же стадии Леонтьев отнес кошек и собак, иногда не уступающих по интеллекту обезьянам. Другая теория принадлежит К.Э. Фабри. Он разделяет всех животных на две стадии: 1. Стадии элементарной сенсорной психики, которая, в свою очередь имеет 2 уровня: а) низший, к которому Фабри относит одноклеточных и губок, б) высший, в который входят двухстворчатые и брюхоногие моллюски, черви, иглокожие и кишечно-полостные, 2. Стадия перцептивной психики, которая также имеет два уровня: а) низший, включающий членистоногих и головоногих моллюсков, б) высший, к которому Фабри отнес всех позвоночных.
Вопрос о последний стадии вызывал много возражений у критиков. Основными критериями, которыми руководствовался Фабри, относя всех позвоночных к стадии интеллекта были следующие признаки интеллекта: 1. способность решать двухфазные задачи, 2. способность замечать изменения, происходящие в окружающей среде и действовать в соответствии с этими изменениями, 3. способность предвидеть развитие событий в ситуации, 4. способность к переносу навыков. Фабри считает, что именно \"движение (первично локомоция, а впоследствии манипулирование) являлось решающим фактором эволюции психики\" . Таким образом, решение двухфазных задач многими позвоночными (кошками, собаками, попугаями, врановыми, дневными хищными птицами, дельфинами, некоторыми грызунами и другими позвоночными), а также их другие способности дали Фабри основание для объединения всех позвоночных в одну группу – высший уровень перцептивной стадии.
Содержание
Введение 3 I. Пластичность на стадии сенсорной психики 5 Низший уровень 5 Высший уровень 6 II. Пластичность поведения на уровне перцептивной психики 9 Низший уровень 9 Высший уровень 11 Заключение 14 Список использованной литературы 15
Литература
1. Лекции по зоопсихологии и сравнительной психологии Н.Н. Мешковой, 2000 год. 2. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Под ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович, М., Российское психологическое общество, 1997 год. 3. Фабри К.Э. \"Основы зоопсихологии\", М., издательство московского университета, 1999 год.