Дипломная на тему Коррекция эмоциональных нарушений агрессивности у дошкольников в семьях с различными типами коммуникативных взаимодействий

Автор: Юлия

Тип работы: Дипломная

Предмет: Психология

Страниц: 92

Год сдачи: 2011

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

ВВЕДЕНИЕ Актуальность настоящего исследования. Основным направлением в развитии эмоциональной сферы дошкольника является формирование способности различать базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, жесты, позу; управлять эмоциями и чувствами (произвольность поведения), а также развитие динамики содержания, устойчивости, глубины, моральных, эстетических, познавательных чувств. Одна из значимых проблем общества – проявление агрессивности. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: Л. Берковиц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р.Бэрон, Д. Ричардсон, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Т. Г. Румянцева, С.Н Ениколопов, Н.Д. Левитов и другие. Те или иные формы агрессии характерны и для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее профилактики. Поскольку наиболее важна профилактика агрессивности на ранних этапах, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и стили поведения, то особенно актуально изучение проблемы профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности. Семья – микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребенка, его отношение к миру люде и представления о характере межличностных связей. «Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка»[1, 24]. Именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играют решающее значение в развитии ребенка. Структура родительско-детского взаимодействия насыщает субъективны опыт ребенка, формирует базисный слой, эмоциональную сферу ребенка, подкрепляя одни переживания и ослабляя, даже угнетая другие. Проблема возникновения и развития эмоциональных нарушений в целом и агрессивности в частности у детей является очень актуальной[49? 50]. Проявление эмоциональных нарушений можно наблюдать повсеместно в практике семейного воспитания. Родители ребенка опосредуют его связи с окружающим миром, они задают тип эмоционального поведения, динамику и избирательность его поведения в детской и даже последующей взрослой жизни. Предположительно, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода за ребенком и зависимым поведением у детей. Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие в целом, и на уровень его тревожности и самооценки в частности. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо агрессивным, грубым, лицемерным, лживым. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком [12, 26]. Целью настоящего дипломного исследования является изучение взаимосвязи типов коммуникативных взаимодействий в семье и эмоциональных нарушений агрессивности дошкольника. Объект исследования: дети дошкольного возраста. Предмет исследования: зависимость эмоционально-личностных особенностей ребенка от типа коммуникативных взаимодействий в семье. Гипотеза исследования: создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской агрессивности. Задачи исследования: 1) проанализировать имеющиеся теоретические исследования в отечественной и зарубежной психологии, 2) выделить причины и механизмы развития симптомов, 3) охарактеризовать особенности развития эмоциональных нарушений агрессивности у дошкольников в семьях с различными типами коммуникативных взаимодействий,

Содержание

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи стиля семейного воспитания и эмоционально-личностных характеристик старшего дошкольника 8 1.1 Дошкольный возраст как этап психического развития 8 1.2. Особенности эмоционально-личностных характеристик старшего дошкольника, понятие, роль и виды агрессии 11 1.3. Механизм формирования агрессивного поведения и роль типов коммуникативных взаимодействий в семье в этом процессе 20 Глава II. Эмпирическое исследование зависимости стилей воспитания и эмоционально-личностных характеристик старшего дошкольника 27 2.1. Организация и методики исследования 27 2.2. Анализ результатов исследования 41 ГЛАВА III. Рекомендации и мероприятия педагогам и родителям к проведению коррекции эмоциональных нарушений агрессивности у дошкольников в семьях с различными типами коммуникативных взаимодействий 53 3.1. Рекомендации сотрудникам ДОУ родителям к проведению коррекции эмоциональных нарушений агрессии 53 3.2. Мероприятия в рамках коррекции эмоциональных нарушений агрессии 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74 ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Литература

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624с. 2. Авдеев А.Е. Социология. – М.: Смарт, 2009 432 с. 3. Баринова А.К. Семейная педагогика. – М.: Олма-пресс, 2010 876 с. 4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С.Белкин. Екатеринбург, 2000. 162 с. 5. Бенвольская Т.Б.Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте/ Т.Б.Бенвольская // Психологическая наука и образование. 2007. №1. с. 49-58 6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Современный этап развития педаго-гики. – М.: Литера, 2008 7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования лич-ности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1995.- 380с. 8. Василюк Ф. Психология переживания. – М.: Олма-пресс, 2005 9. Ватова, Л.И. Как снизить агрессивность детей / Л.И. Ватова // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. с.55-58. 10. Волкова, Е.В. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями / Е.В. Волкова // Дошкольное воспитание.2000. №3. – с. 108-111 11. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Е.В.Волкова.//Психологическая газета. 2003. № 5 – 6. с.17-21. 12. Глухова Н.В. Семейная педагогика. – М.:ПРИОР, 2008 13. Доронина Т.И. Педагогика и психология – М.: Олма-пресс, 2009 14. Дубинко,Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. № 1. с.53-57 15. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии /С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-71. 16. Захаров И.А. Психология ребенка. – М.: МР3 Пресс, 2009 17. Захаров, А. И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка / А.И.Захаров. М.: Наука,1996. – 190с. 18. Зеленкова, О. Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь/ О.Н.Зеленкова //Дошкольная педагогика. 2003. № 6. – с. 39-42 19. Земина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / И.С.Земина //Педагогика. – 2003. № 5. с.14-18 20. Иванов А.Е. Психология семейного воспитания. – М.: Манускрипт, 2008 21. Игнатова, Л.В. Индивидуальная программа коррекции агрессив-ности у ребенка / Л.В.Игнатова //Управление ДОУ. – 2006. № 6. – с.107-112 22. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов. — М. : ТЦ Сфера, 2001. 160 с. 23. Клепцова, М.С. Где начинается «дедовщина»?/ М.С.Клепцова // Дошкольное воспитание. 2007. №10. с.22-25 24. Колосова, С.Л. Особенности дезадаптации 6-7 летних детей с агрессивным поведением / С.Л.Колосова //Вопросы психолога. 2006. № 2. – с.50-56 25. Колосова, С.Л. Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением / С.Л. Колосова //Вопросы психолога. 2006. № 6. – с.24-30 26. Копчёнова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников / Е.Е. Копчёнова // Психолог в детском саду. 1999. №1.с.64-66. 27. Лаврентьева М.Г. Исследование особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. – М.: Смарт, 2009 28. Лихачев Б.Т. Методы воспитания. – М.:Манускрипт, 2010 29. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб.пособ. для студ.высш.учеб.завед. – М. : Издательский центр Ака-демия, 2003. – 192 с. 30. Лоренц, К.Е. Агрессия / К.Е.Лоренц. М.: 1994. – 120с. 31. Лютова, Е.К. Агрессивные дети./ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.:ЦСПА «Генезис»,2000. – 300с. 32. Максимова, А.Н. Гиперактивность и дефицит внимания у детей / А.Н. Максимова. – Ростов н / Д.: Феникс, 2006. – 224с. 33. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб.заведений / под ред.С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с. 34. Нравственность, агрессия, справедливость. Психология развития. Хрестоматия. / Под ред.Т.В. Прохоренко. СПб.: Питер, 2001.- 400с. 35. Опарина М.В. Возрастная психология. – М.: Манускрипт, 2006 36. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. — 480 с. 37. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. М.: Просвещение, 1997. – 155 с. 38. Пасечник, В.Н Методы ранней диагностики отклонений в психическом развитии ребенка: учебно-метод. пособие. – Н. Новгород. 2001. – 102с. 39. Пасечник, В.Н. Агрессивное поведение дошкольника / В.Н.Пасечник // Дошкольное воспитание. 2008. № 5. – с.73-78 40. Пасечник, В.Н. Агрессивное поведение дошкольника / В.Н. Па-сечник // Дошкольное воспитание. 2008.№6. – с. 84-89с. 41. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: МР3 пресс, 2009 42. Пименова А.Р. Типы детско-родительских взаимоотношений. – М.: Литера, 2009 43. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2010 44. Практикум по детской психологии / под ред. Г.Т. Урунтаева. – М.: Просвещение: Владос 1995. – 291с. 45. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/ А.М. Прихожан. – 2-е изд.,-испр. и доп. – СПб.: Питер, 2007. – 192с. 46. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1998. – 300 с. 47. Садовская Г.С., Красилова А.А. Агрессия: причины возникновения и пути коррекции /Г.С. Садовская, А.А. Красилова //Материалы краевой конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика». - Краснодар, КубГУ, 2009 48. Севостьянова, Н.В. Взаимосвязь стилей учебной деятельности с уровнем развития агрессивности/ Н.В. Севостьянова //Внешкольник. 2007. № 3. – с. 53-57 49. Смирнов С.А. Современная педагогика. – М.: ПРИОР, 2009 50. Смирнова А.Н. Психология и педагогика. – М.: ПРИОР, 2008 51. Смирнова А.Н. Психология личности. – М.: ПРИОР, 2010 52. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети / Е.О.Смирнова // Дошкольное воспитание. 2003. №4. – с. 62-67 53. Смирнова, Е.О.Психологические особенности и варианты детской агрессивности/ Е.О.Смирнова // Вопросы психологии. 2002. № 1. – с.20-32 54. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб.пособие / Отв.ред. П. Д. Павленок.- М.:ИНФРА – М, 2007 – 185с. 55. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. - М.: РГСУ, 1992 – 465с. 56. Хрестоматия по педагогике./ Сост А.Т. Гаврилов. – М.: Литера, 2009 63 с. 57. Хрестоматия по психологии/Сост. Амелина А.Н. – М.: ПРИОР, 2010 117 с. 58. Яковлев А.П. Семейное консультирование. - М.: МР3 Пресс, 2009 219 с.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Коррекция эмоциональных нарушений агрессивности у дошкольников в семьях с различными типами коммуникативных взаимодействий. Дипломная работаДипломная201292Москва
State and municipal creditРеферат201192Москва
Основные направления деятельности органов местного самоуправления в развитии системы торговых предприятий на муниципальном уровнеКурсовая201137Москва
Становление гинекологии как наукиРеферат201125Москва
Сравнительный анализ оценки элементов финансовой отчетности по российским стандартам и МСФОРеферат201135Москва
Проект: стратегические управление финансами и экономическая безопасность предприятияДипломная201171Москва
Финансовая политика компании. Курсовая работаКурсовая201152Москва
Прикладная информатика в экономикеОтчет201155Москва
Русская экономическая школа. Курсовая работаКурсовая201135Москва
Анализ демографических процессов в конкретном муниципальном образованииКурсовая201135Москва
Яндекс.Метрика