Дипломная на тему Восприятие у себя интеллектуальной одаренности у детей различных культур
Автор: Юлия
Тип работы: Дипломная
Предмет: Психология
Страниц: 52
Год сдачи: 2010
ВУЗ, город: Москва
Выдержка
Введение
Переход к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся. В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И.С. Авериной, А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаевой, В.И. Панова, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, Е.С. Щеблановой, В.П. Эфроимсона и др. Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др. Теоретические и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей явились предпосылкой для решения проблемы развития одаренных детей в процессе школьного обучения, создания условий для превращения потенциально одаренного ребенка в талантливого взрослого, к которым можно отнести труды в области психологии мышления и творчества, общих и специальных способностей, возрастной и педагогической психологии, развивающего, проблемного и личностно ориентированного обучения, а также исследования феномена одаренности. Тем не менее, проблема развития одаренных учащихся еще не получила достаточно широкого освещения в педагогической науке и образовательной практике, что обусловливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических основ обучения, развития и поддержки одаренных учащихся. Анализ теории и практики проблемы организации работы с интеллектуально одаренными учащимися позволил выявить противоречие между необходимостью создания условий для самореализации одаренных учащихся, потенциальными возможностями общеобразовательных учреждений для их эффективного развития и недостаточной степенью разработанности научно-методического обеспечения в данной области педагогического знания. Цель исследования – изучение особенности восприятия интеллектуальной одаренности себя у русских детей и детей армян. Задачи исследования: - исследовать особенности интеллектуальной одаренности; - обозначить организацию исследования; - представить методы исследования; - проанализировать результаты исследования. Гипотезой исследования послужило предположение о том, восприятие интеллектуальной одаренности себя у русских детей и детей армян идет одинаково. Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: Теоретического уровня: анализ научной литературы по проблеме исследования; Эмпирического уровня: наблюдение; выявление особенностей и уровня самооценки, диагностика частных и общей самооценки по методике «Дембо-Рубинштейн» модификация А.М. Прихожан и опросник самооценки Т. Лири; оценка уровня интеллектуального развития у детей посредством теста Д. Векслера, который позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры. Эксперимент проводился в МОУСОШ №28 г. Воронежа, Воронежской области на базе которой функционирует Воскресная армянская школа. Объект исследования – учащиеся МОУСОШ №28 в возрасте 15 лет в количестве 16 человек (русские) и воспитанники Воскресной армянской школы в возрасте 15 лет в количестве 16 человек (армяне). Теоретическую основу исследования составляют концепции одаренности (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Л. Термен, Д.Б. Богоявленская, Л. Лейтес, А.М. Матюшкин и др.); теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.); концепция деятельного подхода к проблеме усвоения знаний (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция личностно ориентированного обучения (В.И. Данильчук, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др). Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: - аналитические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение педагогического опыта); - диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, устный опрос, индивидуальные и групповые беседы, изучение педагогический документации); - статистические (анализ и обработка данных эксперимента). Научная новизна работы заключается в обобщении и систематизации теоретических и практических положений проблемы исследования Структура и содержание работы соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. ?
Содержание
Введение 3 1. Особенности интеллектуальной одаренности 6 1.1. Современные концепции одаренности 6 1.2. Развитие интеллектуальной одаренности 16 1.3. Принципы и методы выявления одаренности 20 2. Исследование особенности восприятия интеллектуальной одаренности себя у русских и армян 27 2.1. Организация исследования 27 2.2. Методика исследования 29 2.3. Результаты исследования 31 Заключение 39 Список литературы 41 Приложение 1. Методика самооценки Дембо-Рубинштейн 43 Приложение 2. Тест интеллекта Д.Векслера 46 Приложение 3. Опросник Т. Лири 52
Литература
4. Анастази А. Дифференциальная психология. – СПб.: НАРОД, 2002. – 188 с. 5. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. 6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М, 2002. 7. Болынеков А.И. Психотренинговая социодинамика. Упражнение. Игры. – СПб.: «Интер», 1991. - 239 с. 8. Гипплус С.В. Тренинг развития креативности. – С-П: СТД, 2001. - 89с. 9. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1994. 10. Доровкой А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. – М.: Смысл, 2002. – 158с. 11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000. 12. Коноплева Н.А. Одаренность и гендер. // Женщина в российском обществе. – 2000. - №1. – С. 24-30. 13. Краткий тест творческости личности. // Пособие для школьных психологов / Под ред. Щербанова Е.И. – М., 1998. 14. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Мысль, 2000. 15. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. – М.: АПН РСФСР, 1960. 16. Лейтес Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М. Теплова.// Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. 17. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии. 1960. - №1. – С.7-17. 18. Либин А.В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность // Способности и обучение. – М.: Наука, 1991. – С.102-115. 19. Либин А.В.Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений. – 3-е изд., испр. – М., Смысл, Издательский центр «Академия», 2004. – 527 с. 20. Ломброзо Ч. Гениальность и умопомешательство. – М.,1995. 21. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993. 22. Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкой В.М. – М., 1991. 23. Психогимнастика в тренинге/ Под. ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб.: «Антерио», 2000. - 89с. 24. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н.С. – М., 2000. 25. Савенков А.И. Детская одаренность: теоретические основы развития. – М., 1996. 26. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., Смысл, 2000. 27. Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб., 2000. – 389 с. 28. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М., 2004. 29. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996. 30. Юркевич В.С. Саморегуляция как фактор общей одаренности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. – М., 1972.