Дипломная на тему Государственное регулирование экономики. Дипломная работа

Автор: Сергей Пашков

Тип работы: Дипломная

Предмет: Экономика

Страниц: 79

Год сдачи: 2002

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

2Введение Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комп- лекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бед- ности. Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государс- твенных органов на экономические процессы. Оно применяется в ус- ловиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу. Государственное регулирование экономики охватывает все сто- роны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринима- тельства, инвестиций и структурной перестройке отраслей матери- ального производства, социального развития и рынка труда, фина- нсового рынка и денежного обращения, внешнеэкономической дея- тельности. И в этой связи определенное вмешательство государства в экономические и социальные процессы представляется совершенно необходимым. В данном случае, государству отводится ведущая роль в соз- дании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юри- дических лиц в развитии производственных отношений; гарантии бе- зопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действия долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходи- мых ограничений хозяйственной деятельности и контроле за их соб- людением. Практическое значение государственного регулирования экономики состоит в обеспечении развития инфраструктурных отрас- лей экономики, подавлении негативных проявлений рыночного меха- низма, осуществлении заботы о подрастающем поколении, поддержи- вании образования и культуры общества, субсидировании экологи- ческих программ и организаций. Кроме того от государства требует- ся регулирование деятельности крупных моноплий, пресечение недоб- росовестной конкуренции. Осуществляемые с 1992г. в стране реформы ведут к изменению характера участия государства в хозяйственной деятельности, сок- ращению доли государственной собственности, созданию экономичес- ? - 2 - ких условий, обеспечивающих высокую деловую активность, повышаю- щих роль граждан и организаций в принятии хозяйственных решений. Государственное регулирование экономики ставит своей целью соз- дание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на вы- бор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся фак- торов производства. Государственное регулирование в современных условиях пред- полагает установление общих правил и порядка, ответственности за их соблюдение и исключает прямое вмешательство в деятельность экономических структур. Политику Правительства РФ в этом направ- лении, озвучил в январском интервью программе "Зеркало" (телека- нал РТР) Президент Российской Федерации В.В.Путин: 1 "Мы 0 1никогда не 1должны говорить о том, что государство должно напрямую вмешивать- 1ся в 0 1экономику. Государство должно выполнять другую 0 1функцию. Оно 1должно создавать внятные и понятные эффективные 0 1правила и, самое 1главное, создать систему исполнения этих правил, гарантии этих 1правил". Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе регулирования экономики, базируются на показателях, характеризу- ющих уровень экономического развития и качества жизни: продолжи- тельность жизни человека, уровень занятости, уровень знаний, состояние окружающией среды; некоторые макроэкономические пока- затели (например валовой внутренний продукт и национальный до- ход). Целью работы является выявление особенностей государствен- ного регулирования экономики на современном этапе развития об- щества и экономики. Задачами проводимого исследования являются: доказательство необходимости государственного регулирования эко- номики, исследование научных основ и методов государственного регулирования; изучение роли Правительства в регулировании эконо- микой; анализ зарубежного опыта государственного регулирования экономикой и оценка возможности его использования для России; анализ системы отношений собственности в Российской Федерации и роли программы разгосударствления и приватизации в развитии кон- курентной среды и становлении рыночных отношений в России; исс- ледование регулирования инвестиций; изучение антимонопольной по- литики государства на современном этапе; исследование сферы ма- териального производства, как объекта государственного регулиро- ? - 3 - вания; раскрытие сути экономического планирования и прогнозиро- вания в условиях рыночной экономики. Необходимо проанализировать также бюджетное, валютное, таможенное регулирование, регулирова- ние рынка труда, раскрыть роль государственных программ, планов и заказов. Информационной базой работы являются данные Росстатагенс- тва за 1998-1999 годы, тематические и научные публикации в учеб- ной и периодической печати (в первую очередь в журналах "Эконо- мист", "Вопросы экономики", "Проблемы теории и практики управле- ния"). Нормативной основой государственного регулирования экономи- ки является Закон " 1О государственном прогнозировании и програм- 1мах социального развития РФ" 0 от 20.07.1995г. N-115-ФЗ, Указы Президента РФ " 1О некоторых мерах по обеспечению государственного 1регулирования экономикой" 0 N-1200 от 10.06.1994г.; " 1Об основных 1положениях государственной программы приватизации государствен- 1ных и муниципальных предприятий РФ после 1 июля 1994г." 0 N-1535 от 22.07.1994г.; " 1О мерах по обеспечению государственного финан- 1сового контроля в РФ" 0 N-1095 от 25.07.1996г. и некоторые другие правовые акты. .? - 4 - 2I. Основы методологии и организация государственного регу- 2лирования экономики. _1.1 Необходимость государственного регулирования экономики. Необходимость государственного регулирования в условиях ры- ночной экономики определяется тем, что рыночный механизм не поз- воляет решить многие проблемы экономического и социального раз- вития страны. Можно назвать следующие проблемы, решить которые невозможно без использования инструментов государственного воз- действия на экономические и социальные процессы: 2а) 0 _Проблема справедливого распределения доходов между всеми _гражданами страны. Рыночный механизм саморегулирования обеспечивает достаточ- ный уровень доходов только участникам рыночных отношений, но значительная часть населения страны непосредственно не участвует в рыночных экономических процессах - это работники таких отрас- лей как образование, здравоохранение, культура, наука и некото- рых других. В этих отраслях сфера распространения рыночных отно- шений относительно узкая. Не являются непосредственными участни- ками рыночных отношений и такие категории граждан как учащиеся, пенсионеры. Использование только рыночных механизмов управления не поз- воляет обеспечить достаточный уровень доходов этой части населе- ния, т.к. они не производят и не продают продукцию, не оказывают услуг и таким образом не имеют собственных доходов. Но эта часть населения выполняла и выполняет обществен- но-полезные функции и их трудовая деятельность необходима для нормального экономического, социального, духовного развития страны и для нормального функционирования рыночной экономики и поэтому эта часть населения имеет право на соответствующий стан- дарт жизненного уровня. 2б) 0 _Проблема безработицы . также, как правило, возникает в процесе развития рыночной экономики. Чрезмерный уровень использования только рыночного механизма управления экономическими и социаль- ными процессами не позволяет обеспечить постоянным даже тот уро- вень безработицы, который признан нормативным, т.е. 3-4% трудос- пособного населения. ? - 5 - Мировой опыт развития стран с рыночными отношениями пока- зал, что уровень безработицы не должен быть выше этого норматив- ного уровня. Его превышение означает возникновение и развитие каких-либо отрицательных экономических и социальных последствий для страны: неполное, нерациональное использование трудовых ре- сурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения. Уровень безработицы ниже этого норматива, как ни странно тоже нежелателен, т.к. возникают трудности в развитии рыночной эконо- мики: дефицит трудовых ресурсов на рынке труда и как следствие - снижение темпов развития производства. В условиях, когда государство не участвует в регулировании экономических и социальных процессов, как правило фактический уровень безработицы превышает этот норматив, так фактический уровень безработицы в странах Европейского Союза в 1998г. соста- вил примерно 10%, и это доказывает, что рыночный механизм самос- тоятельно не справляется с этой проблемой. 2в) 0 _Проблема инфляции . - состоит в наличии чрезмерного количества денежных знаков в сфере обращения. Мировой опыт развитых стран с рыночной экономикой также выявил определенный условный норматив инфляции - 2-3% в год. Если фактический уровень инфляции превы- шает этот норматив, то возникают отрицательные экономические и социальные последствия: снижается заинтересованность хозяйствую- щих субъектов в активизации своей инвестиционно-хозяйствующей деятельности, т.к. происходит обесценивание будущих расходов их хозяйственной деятельности, у них возникает неуверенность, что в результате вложения средств они извлекут соответствующий объем прибыли. Социальные последствия россияне уже неоднократно испы- тали на собственном опыте: в результате высокого уровня инфляции резко снижается жизненный уровень населения, т.к. потребитель- ские цены повышаются. 2г) 0 _Проблема обеспечения постоянных достаточно высоких темпов на- _учно-технического прогресса. . Хозяйствующие субъекты, несомнен- но, заинтересованы в применении результатов технических иссле- дований, которые могут улучшить параметры хозяйственной деятель- ности по различным направлениям, снизить себестоимость продук- ции, повысить ее качество, расширить ассортимент выпускаемой продукции и таким образом увеличить массу прибыли. Относительно этой формы научно-технического прогресса рыночный механизм очень

Содержание

2Введение 0.....................................стр.1

2I. Основы методологии и организация государствен 0-
2ного регулирования экономики 0...................стр.4
1.1 Необходимость государственного регулирования
экономики.....................................стр.4
1.2 Научные основы и методы государственного регу-
лирования экономики...........................стр.8
1.3 Система органов государственной власти и функ-
ции правительства в регулировании экономики...стр.14
1.4 Опыт государственного регулирования экономики
в зарубежных странах..........................стр.18

2II. Государственное регулирование отношений
2собственности и предпринимательства 0............стр.27
2.1 Система отношений собственности в Российской
Федерации и программа разгосударствления и
приватизации..................................стр.27
2.2 Сущность антимонопольной политики государства.стр.36
2.3 Государственное регулирование инвестиций (на
примере Нижегородской и Новогородской облас-
тей)..........................................стр.43

2III. Государственное регулирование развития
2материального производства 0.....................стр.49
3.1 Сфера материального производства как объект
государственного управления...................стр.49
3.2 Роль финансово-кредитных, инвестиционных и на-
логовых рычагов в регулировании материального
производства..................................стр.53
3.3 Регулирование рынка труда.....................стр.56

2IV. Государственное регулирование финансового 0 2рынка
2и внешнеэкономической деятельности, 0 2как важных
2элементов эффективного развития материального
2производства 0....................................стр.63
4.1 Сущность и возможности регулирования денежного
обращения и рынка ценных бумаг................стр.63
4.2 Государственное регулирование внешнеэкономичес-
кой деятельности и валютное регулирование.....стр.65
4.3 Направления совершенствования регулирования фи-
нансового рынка и внешнеэкономической деятель-
ности в современных экономических условиях....стр.70

2Заключение 0...................................стр.73
2Литература 0...................................стр.76
2Приложения 0...................................стр.79

Литература

1. Указ Президента РФ " 1О некоторых мерах по обеспечению госу-
1дарственного регулирования экономики" 0 N-1200 от 10.06.1994г.
2. Указ Президента РФ " 1Об основных положениях государственной
1программы приватизации государственных и муниципальных предп-
1риятий РФ после 1 июля 1994г." 0 N-1535 от 22.07.1994г.
3. Указ Президента РФ " 1О мерах по обеспечению государственного
1финансового контроля в РФ" 0 N-1095 от 25.07.1996г.
4. Указ Президента РФ " 1О некоторых мерах по регулированию ес-
1тественных монополий" 0 N-220 от 28.02.1995г.
5. Указ Президента РФ " 1О первоочередных мерах по усилению систе-
1мы валютного контроля в РФ" 0 N-1163 от 21.11.1995г.
6. Федеральный закон " 1О государственном прогнозировании и прог-
1раммах социального развития РФ" 0 N-115-ФЗ от 20.07.1995г.
7. Федеральный закон " 1О внесении изменений и дополнений в Закон
1РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятель-
1ности на товарных рынках" 0 N-83-ФЗ от 25.05.1995г.
8. Федеральный закон " 1О государственном регулировании внешнетор-
1говой деятельности" 0 N-157-ФЗ от 13.10.1995г.
9. Федеральный закон " 1О федеральном бюджете на 2000 год"
N-227-ФЗ от 31.12.1999г.
10. Постановление Правительства РФ 1 "О государственной программе
1демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ
1(основные направления и первоочередные меры)" 0 N-191 от
09.03.1994г.
11. Постановление Правительства РФ 1 "Об утверждении положения о
1министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике
1и поддержке предпринимательства" 0 N-793 от 12.07.1999г.
12. Инструкция ЦБ РФ и ГТК России " 1О порядке 0 1осуществления валют-
1ного контроля за поступлениям в РФ выручки от 0 1экспорта това-
1ров" 0 N-86-И и N-01-23/26541 (соответственно) от 13.10.1999г.
13. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании ры-
ночной экономики // Вопросы экономики, 1998.- N-2. - с.4-12.
14. Абалкин Л. Альтернатива проводимому курсу есть! // Экономика
и жизнь, 2000, - N-2. - с.2-3.
15. Войтенко В. Конкуренция, совершенная и несовершенная //
ЭЖ-Гостинный ряд, 2000, - N-7. - с.4-6.


- 77 -

16. Ву Нам Д. Опыт экономического развития Республики Корея в ус-
ловиях рыночной системы, М: Сотрудничество, 1993г.
17 Головачев В. Где в СНГ жить лучше // Экономика и жизнь, 2000,
- N-9 - с.32.
18. Гришин Л., Евдокимов Ю. Знать чем управлять // Экономика и
жизнь, 2000, - N-9. - с.12-13.
19. Гусева К. Государственное регулирование частных инвестиций //
Экономист, 1999г, - N-5. - с.44-51.
20. Дмитриева В., Чувилин Е. Государственное регулирование и
контроль цен в капиталистических странах, М: Финансы и ста-
тистика, 1991г.
21. Жуков С. Роль государства в сотворении "южнокорейского чуда",
М: Глория, 1994г.
22. Иванова Г., В "спящие" регионы денежные реки не текут //
Экономика и жизнь, 2000, - N-11. - с. 28.
23. Кузнецов В. Каждый день - хоть небольшой шаг вперед, //
ЭЖ-Гостинный ряд, 2000, - N-10. - с.4-5.
24. Кузнецова О. Новгородская и Псковская области: экономическое
положение и факторы развития. // Вопросы экономики N-11 -
1998, с. 143-154.
25. Маршев В., Телешова И. Об управлении в государственном и
частном секторах // Проблемы теории и практики управления,
1999. - N-5. - с.46-50.
26. Некипелов А. Впереди всех по либерализму // Экономика и
жизнь, 2000, - N-3 - с.8-9
27. Парсаданов Г. Каким должно быть государственное планирова-
ние, // Проблемы теории и практики управления, 1995,- N-2. -
с.36-40.
28. Пикулькин А. Система государственного управления, учебник, М:
Юнити, 1997г.
29. Пикулькин А., Морозова Т. Государственное регулирование эко-
номики и социальный комплекс, учебное пособие, М: Финстатин-
форм, 1997г.
30. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий // Интернет-сайт каби-
нета министров РФ, 2000г.
31. Синягов А. Государственное управление при формировании рыноч-
ных отношений // Экономист, 1997, - N-9. с.42-50.
32. Соловьев Ю. Нам не дано предугадать // Экономика и жизнь,


- 78 -

2000, - N-12. - с.22-23.
33. Степанова Е., Струков В. Внешняя торговля: ждем за морем по-
годы. // Экономика и жизнь N-6 - 2000, c.1
34 Тарасова В. Толковый словарь рыночной экономики, М: Сотрудни-
чество, 1993г.
35. Шалашов В., Шалашова Н. Новое в валютном регулировании, М:
Финстатинформ, 1996г.
36. Шипаев В. Южная Корея в системе капиталистического хозяйства,
М: Финстатинформ, 1991г.
37. Шмелев Н., Новый этап российских реформ: пределы и возможнос-
ти // Вопросы экономики, 1997, - N-12. - с.4-15. Приложение 1



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Государственное управление предприятием в переходной экономике.Курсовая200058Москва
Государственные и местные налоги.Курсовая200236Москва
Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии.Курсовая200122Хабаровск
Государственный бюджет России, проблемы преодоления его дефицита.Курсовая200149Екатеринбург
Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири.Дипломная200159Новосибирск
Анализ предприятия «Североморск».Курсовая200275Москва
Анализ производительности труда.Курсовая200225Нижний Новгород
Анализ финансового состояния предприятия.Дипломная200063Н о в о с и б и р с к
Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования.Дипломная200091Москва
Бизнес-план ателье.Курсовая200179Благовещенск
Яндекс.Метрика