Дипломная на тему Противостояние добра и зла в произведениях М.А.Булгакова

Автор: Марина Яковлева

Тип работы: Дипломная

Предмет: Литература русская

Страниц: 72

Год сдачи: 2006

ВУЗ, город: Курск

Выдержка

ВВЕДЕНИЕ
Проблема добра и зла и их противопоставление друг другу волновала человечество с древнейших времен. «Что есть добро и что есть зло, какая из двух сил первороднее и сильнее, возможно ли побороть зло и если возможно, то каким способом?» - над этими вопросами задумывалось множество людей, они тревожили не один пытливый ум.
Существуют различные подходы к решению этой проблемы. Одна из философий добра и зла, противления последнему выражен в учении Иисуса Христа в Новом завете, книге, являющейся главным законом для всех православных христиан. Обратившись к Нагорной проповеди Иисуса, по Евангелию от Матфея, мы можем увидеть заповеди, касающиеся темы противления злу. Сформулированы они так:
- не противься злому («Вы слышали, что сказано: «око за око, и
зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит
тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую») [18,5:38-39];
- любите врагов ваших («Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за
обижающих вас и гонящих вас») [18, 5: 43-44];
- прощайте людям все их согрешения («...если вы будете прощать
людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный»)
[18, 6: 14].
Эти заповеди должны составлять для христиан истины. Иисус учит людей покорности, смирению, всепрощению, состраданию, терпению. Только эти качества могут спасти человечество от зла, вторгшегося в его жизнь. Исходя из этого учения, злому нельзя противиться, наоборот, нужно даже «любить врагов» и «благослов-

лять проклинающих». Как высший основополагающий закон жизни Иисус провозглашает любовь. Она способна побороть и насилие, и несправедливость. То есть любовь есть необходимое благое условие жизни человеческой. Таким образом, добро, по Евангелию, есть любовь, которую Христос возвысил до уровня основополагающего, высшего закона жизни. Любовь сильнее любого зла и насилия, противиться которым не нужно в физическом плане. Только отвечая на зло добром, любовью, человечество сможет навсегда побороть зло. Иисус Христос считает, что насилие не может быть благом никогда, ни при каких обстоятельствах, к помощи насилия нельзя прибегать даже тогда, когда бьют и обижают тебя самого. Запрет на насилие абсолютен. Не только на добро надо отвечать добром. И на зло надо отвечать добром. Ведь насилие - противоположность любви, а именно она является высшим моральным законом человечества.
Среди многообразных идейных течений русской общественной мысли особое место занимает философия Льва Николаевича Толстого, и в частности, его учение о непротивлении злу насилием, являющаяся итогом нравственных, религиозных и интеллектуальных поисков пистеля. В своей концепции Толстой отталкивается от евангельской заповеди «не противься злому», которую считает центральной во всем христианском учении. «Толстой считал, что «насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие». В таком понимании насилие совпадает со злом и оно прямо противоположно любви. Любить - значит делать так, как хочет другой, подчинять свою волю воле другого. Насиловать -значит делать так, как я хочу, подчинять чужую волю моей. Центральный статус заповеди ненасилия, непротивления связан с тем, что она очерчивает границу царства зла, как бы запечатывает дверь в это царство. Толстой призывает: «Не противься злому - значит, не

делай насилия, то есть такого поступка, который всегда противоположен любви» [16, 72].

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА I. Формирование авторской концепции в решении
проблемы противления злу силой П
1.1. Причины появления и развития в творчестве
М.А.Булгакова темы необходимости противления злу
силой 11
1.2. Развитие темы личной вины человека в его
нравственном выборе между добром и злом на примере
булгаковских рассказов «Красная корона», «В ночь на 3-е
число», «Я убил» 14
1.3. Тема противостояния добра и зла в первом романе
М.А.Булгакова «Белая гвардия» 26
ГЛАВА П. Тема личной ответственности человека за свои
деяния и необходимости борьбы с социальным насилием
в сатирико-фантастических повестях М.А.Булгакова
«Роковые яйца» и «Собачье сердце» 33
ГЛАВА III. Неразрывная связь, взаимодополняемость добра
и зла и их противоборство в романе М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита» : 48
Заключение 64
Литература 69

Литература

ЛИТЕРАТУРА
1. Безносое Э.Л. Вступительная статья и комментарии //М.Булгаков «Мастер
и Маргарита». - М.: Олимп: ООО Фирма «Изд-во ACT», 1998.
2. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. - М.: Художественная литера
тура, 1989.
3. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: Книга для учащихся старших классов. -
М.: Просвещение, 1991.
4. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков [К творческой биографии писателя]
//Литература в школе. - 1991. - № 1. - С.52-65.
5. Бродский М.А. «Мастер и Маргарита» - антибиблия XX века? //Русская
словесность. - 1997. - № 6. - С.ЗО-35.
6. Бузник В.В. Возвращение к себе: О романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»
//Литература в школе. - 1998. - № I. - С.43-53.
7. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. - М.: Книжная палата, 1990.
8. Булгаков М.А. Собрание сочинений В 5 т. - Т. 1. Записки юного врача; Белая гвардия; Рассказы; Записки на манжетах. - М.: Художественная литература, 1992.
9. Булгаков М.А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы. - М.:
Изд-во «Правда», 1989.
10. Булгаков М.А. Чаша жизни. - М.: Советская Россия, 1989.
11. Булгаков М.А. Рассказы. Повести. Фельетоны. - М.: Советский писатель, 1988.
12. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - Чебоксары, 1990.
13. Великанова И.В. Особенности сатиры Михаила Булгакова: Повесть «Собачье сердце» //Литература в школе. - 1995. - № 6. - С.40-44.
14.Вулис А.З. Роман Михаила Булакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1991.
15.Геймбух Е.Ю. Поэзия прозы (О лиризме романа Михаила Булгакова «Белая гвардия») //Русский язык в школе. - 2000. - № 1. - С.66-74.

70
16.Гусейнов А.А. Учение Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием
//Свободная мысль. - 1994. -№ 6. - С.68-81.
17. Гусейнов А.А. Вера, Бог и ненасилие в учении Льва Толстого //Свободная мысль. - 1997. - № 7. - С.46-55.
18.Евангелие от Матфея.
19.3еркалов А. Лежащий во зле мир //Знание - сила. - 1991. - № 5. - С.34-41. 20.Кедровский А.Е. Творчество М.А.Булгакова (1891-1940): (Методические
рекомендации). - Курск, 1991.
21.Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова^ «Мастер и Маргарита» //Науч. докл. высш. шк. - Филологические науки. -1991. -№ 6. -С.3-11. 22.Королев А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. - 1991. - № 5.
-С.28-31.
23.Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой... Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова //Литература в школе. - 1998. - №2.
-С.54-61.
24.Кузьмин Е. Мастер и мир //Перспективы. - 1991. - Ш 5. - С. 13-20.
25.К 100-летию со дня рождения М.А.Булгакова //Русская речь. - 1991. - № 3.
-С.8-22.
26.Лакшин В. Булгакиада //Лакшин В.Я. Открытая дверь. - М., 1989. - С.409-446.
27.Лакшин В.Я. Вступительная статья //Булгаков М.А, Собр. соч. в 5 т. - Т.1. - М.: Художественная литература, 1992
28.Лакшин В. Мир Михаила Булгакова //Литературное обозрение. - 1989. - Ш0.-С.10-19;№11.-СЛ7-27.
29.Лекманов О. О чем написан роман «Мастер и Маргарита»? //Новое литературное обозрение. - 1997. - № 24. - С.75-91.
30. Лурье Я.С. К истории написания романа [МА.Булгакова] «Белая гвардия»
//Русская литература. - 1995. - Ш 2. - С.236-241.
31.Михаил Булгаков: Современные толкования: К 100-летию со дня рождения. 1891-1991: Сб. обзоров. -М: Наука, 1991.

71
32. Непрочитанный Булгаков: К 100-летию со дня рождения [М.А.Булгакова].
- Москва. - 1991. - № 5. - С. 178-186.
33. Овсянников М.Ф. Социально-философские и эстетические взгляды
Л.Н.Толстого //Вопросы философии. - 1978. - № 9. - С. 115-124.
34.Палиевский П. Последняя книга Михаила Булгакова //Библиотекарь. - 1991. -№5.-С.58-62.
35.Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. - М.: Книжная палата, 1991.
36.Петелин В.В. Возвращение Мастера. Заметки о творчестве М.Булгакова //Москва. - 1976. -№ 7. - С. 193-209.
37.Петелин В.В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. - М.: Московский рабочий, 1989.
38.Петелин В.. Свет трудной судьбы //Советская Россия, 1991, 12 мая.
39.Петровский М. Мастер на все времена: К 100-летию со дня рождения М.Булгакова //Семья и школа. - 1991. - № 5. - С.46-49.
40.Проханов О. М.А.Булгаков: К 100-летию со дня рождения //Среднее специальное образование. - 1991. -№ 5. - С.33-34.
41.Рассадин С. Путь с Голгофы: [О творчестве М.А.Булгакова] //Диалог. -1993. -№ 5/6. -С.72-80.
42.Сахаров В. Береги честь смолоду: К 70-летию романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» //Молодая гвардия. - 1992. - № 9. - С.228-246.
43.Сахаров В. Прощание и полет: К 100-летию со дня рождения М.Булгакова //Красная звезда. -1991.-15 мая.
44. Сны о России: Первый роман М.А.Булгакова [«Белая гвардия»]
//Учительская газета. -1991.-21-28 мая.
45. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М.: Локид, Миф, 1996.
46.Соколов Б.В. Два булгаковских героя: [Об образах Воланда и Понтия Пилата из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»] //Перспектива. - 1991. -№5.-С.20-28.

72
47.Соколов Б.В. На пути к истине: К 100-летию со дня рождения М.Булгакова
//Молодая гвардия. - 1991. - № 5. - С.27-29.
48.Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. - М.: Наука, 1991.
49.Соколов Б.В. Михаил Булгаков: Жизнеописание и судьба //Знамя. - 1989. -
М7.-С.228-231.
50.Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. - М., 1998.
51.Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин. - М.: Молодая гвардия,
1979.-С. 194. \
52.Чудакова М.О. Жизнеописание М.Булгакова. - М.: Книга, 1988. 53.Чудакова М.О. Михаил Булгаков и Россия: К 100-летию со дня рождения
писателя //Литературная газета. -1991.-15 мая (№ 19).
54. Яблоков Е.А., Чун Ен Хо. Толстовский подтекст в романах Булгакова
//Литературное обозрение. - 1997. - № 2. - С.39-45.
55.Яблоков Е.А. «Я - часть той силы...»: Этическая проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Русская литература. - 1988. - № 2. - С.3-31.
56.Яновская Л.М. Творческий путь М.Булгакова. - М.: Советский писатель,
1983.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Противостояние добра и зла в произведениях М.А.Булгакова. Дипломная работаДипломная200672Курск
Обыкновенная история И.А.Гончарова в литературном контексте 40-х годов 19 векаДипломная200799Курск
Личность в экстремальных условияхКурсовая200436МГЭИ (Минск)
Конфликты детско родителеских отношенийКурсовая200863МГЭИ (Минск)
Потребности, установки, мотивыКурсовая200626МГЭИ (Минск)
Ревізія нематеріальних активів та інших необоротних активівКурсовая200739Луганск
Мотивация карьерного роста личностиКурсовая200548МГЭИ (Минск)
Защита семейных правДипломная200661Московский государственный открытый университет
В. И. Вернадский: Учение о ноосфере и современное глобальное мышлениеКурсовая200734СИПЭУ
ЭмоцииКурсовая200739СИПЭУ
Яндекс.Метрика