ВУЗ, город: ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Выдержка
Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение. Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнуше-ния, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги. Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с по-мощью которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы уп-ражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно. Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина. В начале XIX в. выделяются 2 школы, изучающие явления гипноза. Обе школы – и нансийская и парижская – выступали единым фронтом против мистицизма, как основного врага изучения внушения. Школа Шарко считала, что лёгкая внушаемость и гипнолабильность свойственны только психически аномальным людям. Гипнотический сон, по мнению Шарко, явление патологическое, и его можно вызвать только у лиц с предрасположением к истерии. Резкую критику такого понимания природы внушения и гипноза дал Бернгейм. Он сказал, что гипнотическое состояние – это не невроз, подобный истерии, а искусственно вызванный сон, которому поддаётся большинство людей. Огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М. Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотиче-ское состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и обу-славливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку. Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. Павло-вым. Классические экспериментальные исследования И. П. Павлова раскрыли истинную картину условно-рефлекторной деятельности высшей нервной системы, природу процессов торможения и возбуждения коры головного мозга дали возможность создать цельное учение о сне, гипнозе и словесном воздействии, которое стало теоретической основой психотерапевтической практики. Характеризуя общее значение внушения, грузинский учёный И. Т. Бжалава отмечает, что невозможно назвать другое психологическое явление, которое пользовалось бы настолько широким распространением в обществе. «Оно занимает важное место в педагогике, социологии, медицине, социальной психологии и т. д.» Б. Ф. Поршнев «В целом, внушение – один из самых действенных, практически важных механизмов социальной психологии». Для современной социальной психологии чрезвычайно актуальными во-просами исследования являются : - специфика внушающего воздействия индивида на коллектив; - аналогичное влияние коллектива на личность; - внушение, передаваемое от коллектива к коллективу; - наконец, межличностное внушение
Содержание
Введение…………………………………………………………………2
1. Понятия и механизмы внушения…………………………………4
2. Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..15
3. Внушение в психолого-педагогической работе………………...20
4. 10 правил внушения на заметку социальному работнику……26
5. Самовнушение и аутогенная тренировка……………………….27
Заключение ……………………………………………………………33
Библиографический список литературы………………………….34
Литература
1. Бехтерев В. М. \"Внушение в общественной жизни\" // Правда, 1990 г. №7 2. Васильев Л. М. \"Экспериментальные исследования мысленного внушения\" Л., 1962 г 3. Гримак Л. П. \"Моделирование состояний человека в гипнозе\" М., 1978 г. 4. Мышляев С. Ю. \"Гипноз\" М., 1999 г. 5. Общий психологический словарь 6. Овчинникова О. В. \"Гипноз в экспериментальном исследовании личности\" М., 1989 г. 7. Платонов К. И. \"Внушение и гипноз в свете учения И. П. Павлова\" М., 1951 г. 8. \"Приёмы самовнушения\" //Воспитание школьников 1993 г. №1 №2 9. Под ред. В. Н. Куликова \"Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия\" Иваново, 1982 г. 10. Р. Брег \"Самоучитель\" 11. Роженов В. И. \"Гипноз и внушение в медицине\" М., 1955 г. 12. Узнадзе Д. Н. \"Основные положения теории установки\" Тбилиси, 1961 г. 13. Часов В. А. \"К методике исследования внушаемости\" Уфа, 1955 г. 14. Шварц И. Е. \"Внушение в педагогическом процессе\" Пермь, 1971 г. 15. Ю. Рыжкин \"Некоторые теоретические вопросы психологии внушения\" Иваново, 1982 г.