Курсовая на тему Психологические особенности формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
Автор: Сергей Пашков
Тип работы: Курсовая
Предмет: Психология
Страниц: 28
Год сдачи: 2004
ВУЗ, город: Череповец
Выдержка
Введение. Проблема индивидуального стиля деятельности в нашей стране в 5060-х го-дах пережила первый период повышенного интереса к себе. Возрождение интереса к этой проблеме приходится на вторую половину 80-х г., что обусловлено, прежде всего, новыми социально-политическими условиями и запросами общества. Как и всякая научная концепция, концепция индивидуального стиля деятель-ности имеет свою предысторию и свои аналоги. Прежде всего, это стиль жизненного пути личности по Адлеру, стиль как инструментальная характеристика личности по Олпорту, перцептивные стили Р. Стагнера и когнитивные стили X. Виткина. Специ-фика концепции индивидуального стиля деятельности, отличающая ее от других подходов к изучению проблемы стиля, достаточно обоснована В. С. Мерлиным и Е. А. Климовым [2]. Значительный вклад в развитие представлений об индивидуаль-ном стиле деятельности сделан Е.П.Ильиным и, надо полагать, что на отношение к проблеме индивидуального стиля деятельности сильное влияние оказали исследова-ния К.М.Гуревича. Более чем 30-летняя история изучения проблемы и неизбежное расширение ее первоначальных понятий, а также чрезвычайно широкое использование в последнее время понятия «стиль» являются достаточным основанием для того, чтобы вернуть-ся к оценке исходных посылок и подходов, а также обсудить некоторые перспекти-вы ее дальнейшего развития. Целью нашего исследования является изучение психологических особенно-стей формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Объект исследования трудовая деятельность. В трудовой деятельности рас-крываются, по словам Маркса, человеческие сущностные силы. В труде раскрыва-ются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Трудо-вая деятельность ставит перед тружеником огромное количество проблемных си-туаций, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к делу. Таким образом, трудовая деятельность стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Изу-чение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе трудовой деятельности для человека нет безразличных факторов. Окраска помеще-ний, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товарищами по работе все это имеет прямое отношение к производительности труда, создает общий настрой на работу и облегчает или затрудняет проявление трудовых усилий[6]. Предметом наших исследований является психологические особенности фор-мирования индивидуального стиля. Предположим, что на формирование индивидуального стиля трудовой дея-тельности в большей степени оказывают влияние психологические особенности, а именно тип темперамента. Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформу-лирован ряд конкретных задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучения основных подходов к проблеме формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. 2. Экспериментально изучить зависимость формирования индивидуального стиля трудовой деятельности от психологических особенностей, а именно типа тем-перамента в группе будущих педагогов. 3. Проанализировать влияние темперамента на формирование индивидуально-го стиля трудовой деятельности.
Содержание
Введение..стр.3 Глава I. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей формиро-вания индивидуального стиля трудовой деятельности....... .....стр.5 1.1. Подходы к проблеме формирования индивидуального стиля трудовой дея-тельности.стр.5 1.2. Особенности, оказывающие влияние на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности..стр.10 1.3. Психологические особенности, а именно тип темперамента, как фактор формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.стр.14 Выводы по I главе..........................................................................................стр.19 Глава II. Экспериментальное изучение темперамента как психологической особен-ности формирования индивидуального стиля трудовой деятельно-сти.стр.20 2.1. Контингент испытуемых и методики исследованиястр.20 2.2. Анализ и интерпретация результатов....стр.23 2.3. Рекомендации для будущих педагогов.стр.24 Выводы по II главестр.26 Заключение..стр.27 Библиография..стр.28
Литература
1) Ильин Е.П. Стиль деятельности, новые подходы и аспекты.// Вопросы психо-логии. 1988. №6. 2) Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типоло-гических свойств нервной системы. Казань, 1969. 3) Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с инди-видуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. №3. 4) Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 5) Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 6) Немов Р.С. Психология. М: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС, 1999 7) Общая психология: Учебное пособие для студентов институтов / В.В. Бого-славский, А.А. Степанов, Л.Д. Виноградова и др.-М.: Просвещение, 1981. 383с. 8) Столяренко Л.Д.: Основы психологии. 4-е изд., - Ростов н/Д: Феникс, 2001: - 672с. 9) Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности усойчивость и измен-чивость // Вопросы психологии. 1987. №4. 10) Шевандрин Н.И. Психодиагностика. Коррекция и развитие личности. М.:1988-512с.; ил. 11) Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. №6.