Курсовая на тему Рынок как саморегулирующийся механизм.Паутинообразная модель рынка.Автор: Валерий Тип работы: Курсовая Предмет: Экономика Страниц: 31 Год сдачи: 2007 ВУЗ, город: МГИМО Выдержка Введение Главной особенностью современного этапа развития нашей страны является то, что официально определен курс на интеграцию в Европейские структуры. Одним из основных направлений интеграции является переход от центрально-управляемой экономики и централизованного планирования к свободной демократической экономической деятельности, функционирующей на основе рыночных отношений и рыночных механизмов. Вместе с тем, анализ современной литературы, как отечественной, так и зарубежной, показывает: во-первых, классические и неоклассические теории рынка на практике постсоветского периода или понимаются слишком узко и упрощенно, или абсолютизируются; во-вторых, классическая и неоклассическая экономическая мысль по теории свободного рынка – это уже пройденный этап для Запада, там осуществляется поиск новых теорий, как для развития общества, так и рыночных отношений. Это обусловлено многими обстоятельствами и, прежде всего тем, что рыночные отношения по своей природе не только сложны по содержанию и структуре, но и противоречивы. С одной стороны, их формирование и развитие – это величайшие достижения цивилизации, которые позволяют повысить эффективность производства и труда, удовлетворить возрастающие многообразные потребности людей. С другой стороны, классический рынок с его свободным стихийным действием закона конкуренции неизбежно приводит к резкой дифференциации доходов, безработице, нарушению экологии, трафику и другим отрицательным социально-экономическим последствиям. Поэтому не случайно научно-прогрессивная мысль пытается найти такие теории и такие пути развития экономических отношений и современного рынка, которые бы закрепляли положительные стороны рыночных отношений и, вместе с тем, их применение позволило бы уменьшить его отрицательные стороны – неоинституционалисты (Дж.Гэлбрейт, Д.Норт, Р.Коуз, Р.Нуриев и др.), часть сторонников информационного общества (Г.Белл, Д.Паркер, Д.Гулиффорд и др.). Но есть и такие мыслители, которые пытаются обосновать необходимость отказа от рынка и рыночных отношений – сторонники постэкономического общества (В.Иноземцев и др.). Кроме того, в отечественной экономической литературе рынок, как правило, исследуется на макро-уровне (национальном) или на микро-уровне (рынок труда, рынок земли и т.д.). Вместе с тем, как на глобальном, региональном, так и на национальном уровнях возрастают роль и значение исследования рынков на мезо-уровне (отдельной отрасли), что особенно важно при выявлении конкурентоспособности отрасли и формировании необходимой рыночной отраслевой структуры. Целью данной работы является рассмотрения рынка как саморегулирующегося механизма и теоретические основы паутинообразной модели рынка. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи: • Дать основные понятия рынка; • Определить методологические подходы исследования современного рынка; • Систематизировать особенности современного рынка и проблемы его формирования в переходной экономике на глобальном уровне. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы. Глава 1. Рынок как идеальная модель хозяйствования 1.1. Общие определения понятия «рынок» За годы посткоммунистических реформ представители социальных наук научились свободно оперировать понятием рынка, постоянно противопоставляя «рыночное» и «нерыночное» поведение, выделяя «рыночные» и «нерыночные» сектора хозяйства. При этом вопрос о том, что такое «рынок», чаще всего не возникает, ответ кажется самоочевидным. Между тем следует признать, что на сегодняшний день мы достаточно далеки от единого понимания рынка. Подходы к его определению сильно различаются, и в результате практически каждому из нас в зависимости от контекста случается называть «рынком» принципиально разные явления. Поэтому для начала попробуем разобраться в определениях, используя одну из имеющихся многочисленных классификаций. Ее автор, представитель французской регуляционистской школы Р. Бойе, указывает на существование, как минимум, пяти различных концепций рынка . 1. Рынок – это место, где регулярно встречаются продавцы и покупатели и организуется процесс торговли. Таково наиболее старое, пространственно детерминированное понятие рынка. Оно сформировалось еще в XII в., но живо и сегодня. Например, в обыденной речи мы по-прежнему называем так «открытые рынки», подразумевая места организации так называемой «внемагазинной торговли». Добавим, что такие места могут быть постоянными и временными, регулируемыми и стихийно организованными — сути определения это не меняет. 2. Рынок есть определенная территория, на которой происходят акты купли-продажи. Это более широкое, «географическое» определение, которое Содержание Введение 2 Литература 1. Boyer R. The Variety and Unequal Performance of Really Existing Markets: Farewell to Doctor Pangloss // Contemporary Capitalism: The Embeddedness of Institutions / J.R. Hollingsworth, R. Boyer (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 62-65. |
Название | Тип | Год сдачи | Страниц | ВУЗ, город | |||
Модели рынка:соотношение конкуренции и власти | Курсовая | 2007 | 31 | Плехановская академия | Социальная экология - как атрибутивный социальный фактор | Реферат | 2007 | 17 | москва | Традиционные и новые направления формирования ассортимента кондитерских товаров | Реферат | 2007 | 11 | москва | Безопасноть и экологичность проектных решений | Реферат | 2007 | 17 | МГОУ | Регионалистика. Регион--Бразилия. | Реферат | 2007 | 11 | Институт туризма и гостеприимства | Использование стилистических приемов в публичной речи | Дипломная | 2007 | 68 | ИМПЭ им.А.С.Грибоедова | Финансовопромышленные группы и их роль в развитии экономики России | Курсовая | 2007 | 51 | Российская академия государственной службы при Президенте РФ | Совершенствование форм работы с персоналом путем формирования корпоративной культуры турфирмы | Дипломная | 2007 | 107 | Москва | Product Placement в отечественном кино | Курсовая | 2007 | 25 | МИР | Типы социальных взаимодействий | Курсовая | 2007 | 33 | Московский Государственный Университет Культуры и Искусств |