Курсовая на тему Олигополия и ее социально-экономические проявления

Автор: Валерий

Тип работы: Курсовая

Предмет: Экономика

Страниц: 24

Год сдачи: 2007

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

ВВЕДЕНИЕ В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. Учитывая структуру экономики России, в которой преобладают крупные предприятия, изучение олигополии очень важно и актуально. Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия олигополии и рассмотреть стратегии поведения олигополиста на рынке. В соответствии с целью работа разделена на три главы. В первой главе рассматривается понятие олигополии и ее признаки. Во второй главе проанализированы особенности стратегического поведения олигополистов в различных моделях (Курно, Бертрана, Штакельберга и лидерства в ценах). В третьей главе описаны особенности олигополии в России. 1. Сущность олигополии 1.1 Развитие теории олигополии Слово «олигополия» было сконструировано на греческой основе и введено в европейскую лексику английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором в ставшем всемирно известным романе «Утопия» в 1516 г. В современной науке это слово используется экономистами в качестве термина, обозначающего тип строения рынка, при котором предложение представлено небольшим количеством крупных предприятий-продавцов однородной продукции. Некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т. Мор, а как «конкуренцию немногих», подчеркивая основную особенность этого типа строения рынка. На олигополистических рынках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большой доле в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополисти-ческих рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Эта реакция является одним из основных факторов, определяющих решения фирмы и влияющих на равновесие на олигополистических рынках. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые рассматривались для монопольных фирм. Естественно, олигополия существует только тогда, когда несколько крупных фирм имеют преимущества в долгосрочных средних издержках по сравнению с множеством небольших фирм в связи с действием эффекта масштаба. Существование естественных случаев олигополии является предметом спора экономистов. Почему же возникают и существуют олигополии? Причин может быть несколько. Первая — действие эффекта масштаба. Речь идет о положительном масштабе в долгосрочном периоде, который делает неприбыльным существование многих фирм на рынке. Вторая — наличие барьеров. Третья — патентование и лицензирование технологии, исключающие предполагаемых конкурентов. Четвертая — необходимость расхода средств на рекламу фирмы и

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность олигополии 4
1.1 Развитие теории олигополии 4
1.2 Понятие и сущность олигополии 7
2. Стратегическое поведения фирмы в условиях олигополии 12
2.1 Одновременное принятие решений 12
2.2 Последовательное принятие решений 15
3. Олигополия в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 24

Литература

1. Закон РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Закона РФ от 02.02.2006 № 19-ФЗ)
2. Бурба В.В. Роль антимонопольной политики в преобразованиях российской экономики // Экономика и математические методы. 2005. Т.36, № 4. с.121-123
3. Вереникин, А. Общность принципов ценообразования на конкурентных и монополизированных рынках // Вопросы экономики. 2005. №10. с.56-71
4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2002
5. Основы микроэкономики: учеб. пособие / Под ред. Николаевой И.П. М., 2000
6. Пятьдесят лекций по микроэкономике: учебник. СПб.: Экон. школа, 2004
7. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. М., 2002
8. http://economicus.ru/ Проект института «Экономическая школа»
9. http://fas.gov.ru/ Федеральная Антимонопольная служба
10. http://www.adme.ru/



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Эластичность спроса и предложения. Курсовая работаКурсовая200723Москва
Рациональный выбор организационной структурыКурсовая200729МИУ(Москва)
Коммуникативные процессы в деловом общенииРеферат200713ВЗФЭИ
Материальная ответственность сторон трудового договораДипломная200795СГА(Москва)
Организация системы дистрибьюции предприятием на рынке товаровКонтрольная200716РГТЭУ(Москва)
Тренинг по развитию логического мышления у детей среднего школьного возрастаДипломная200771РГПУ им. А.И. Герцена(С-Петербург)
Договор аренды. Контрольная работаКонтрольная200724Москва
Формирование корпоративного духа и организационой культуры предприятияДипломная200792московский городской институт менеджмента
Работник как субъект трудового праваКурсовая200737Академия труда и социальных отношений(Москва)
Организация производственного обучения и повышение его эффективностиКурсовая200753Москва
Яндекс.Метрика