Курсовая на тему Конкуренция и монополия

Автор: Валерий

Тип работы: Курсовая

Предмет: Экономика

Страниц: 32

Год сдачи: 2007

ВУЗ, город: МФЮА(Москва)

Выдержка

ВВЕДЕНИЕ Конкуренция является одним из существенных звеньев рыночной экономики, се механизма. Она выступает внешней побудительной силой, заставляющей товаропроизводителей постоянно повышать производительность труда, качество продукции, техническую оснащенность предприятия. В конечном счете, конкуренция ведет к повышению эффективности производства, росту прибыли. Достигается это через механизм свободной (совершенной) и несовершенной конкуренции, специфические методы конкурентной борьбы. Длительное время в политической экономии наличие монополии и конкуренции связывали исключительно с капиталистической системой хозяйства, акцентировалось внимание на их негативных сторонах и последствиях. Конкуренция не рассматривалась как позитивный механизм рыночной экономики, однако, ее роль в рыночной экономике очень важна. В отличие от чистой конкуренции, роль монополии в экономике двойственна. С одной, стороны, она сдерживает научно-технический прогресс и препятствует развитию экономики. С другой – может быть наилучшей формой хозяйственной деятельности. Цель данной работы – раскрыть важности конкуренции для рыночной экономики, показать неоднозначность роли монополии и пути снижения ее негативных последствий. Для достижения цели поставлены следующие задачи: определить понятие конкуренции, ее виды и формы, проанализировать поведение монополии и роль государства в снижении ее негативных последствий. В качестве иллюстрации теоретического материала приведены примеры российской практики. При написании работы использовалась учебная и научная литература, статьи периодической печати. Работа разделена на 3 главы, первая и вторая глава имеют подразделы. 1. Конкуренция как основа рыночного механизма 1.1 Понятие и сущность конкуренции Опыт экономических реформ, проводимых в нашей стране за последнее время, показал, что достичь реальных результатов можно только в том случае, если общество оставит за товаропроизводителем право бороться за потребителя. К сожалению, все хозяйственные реформы не смогли создать механизм состязательности за потребителя. Это является одной из важнейших причин наличия дефицита. Конкуренция – естественный атрибут рынка, на котором встречаются обособленные товаропроизводители, сталкиваются их интересы, связанные с продажей товара или оказанием услуг одним и тем же потребителям. Успехи в борьбе на рынке, сколь бы мизерны они ни были, всегда являются результатом ущемления интересов других конкурентов. В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество в каком-либо области между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в одной и той же цели. Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество, соревнование экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Борьба за потребителя –непременное условие существования любого предприятия в условиях рынка. Рынок делает всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Они создают посредством цен сигналы для капиталовложений, стимулируют освоение достижений НТП, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Потребитель также выигрывает от конкуренции. При наличии конкуренции на рынке производители стремятся к постоянному снижению своих затрат на производство товаров, чтобы увеличить прибыль. В

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция как основа рыночного механизма 4
1.1 Понятие и сущность конкуренции 4
1.2 Методы конкурентной борьбы 6
1.3 Модели рыночных структур 8
2. Фирма в условиях монополии 14
2.1 Образование монополии и ее виды 14
2.2 Поведение монополии на рынке 16
2.3 Государственное регулирование монополии 19
3. Монополии в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31

Литература

Законодаельство
1. Закон РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Закона РФ от 02.02.2006 № 19-ФЗ)

Учебная и научная литература
2. Акопов А.С. Поведение естественных монополий в условиях переходного периода: Автореф. дис. канд. экон. наук / Центр. экон.-мат. ин-т Рос. акад. наук. М., 2005
3. Андросов К.Г. Естественная монополия в реформируемой экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2005
4. Аронин В.А. Сущность, формирование и эволюция государственной антимонопольной политики // Финансовый капитал: механизм движения: Сб. науч. тр. М.: Логос, 2005. - с.113-124
5. Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы: / Под ред. Коломийченко О.В., Ворожейкина В.Н. - СПб., 2005
6. Курс экономической теории: Учеб. пособие / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. Мн.: «Мисанта», 2003
7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2002
8. Рузавин Г.И., Мартынов В.М. Курс рыночной экономики. М., 2004
9. Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2005

Статьи периодических изданий
10. Авдашева, С.,Шаститко,А. Модернизация антимонопольной политики в России:(экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) // Вопросы экономики.-2005.-№ 5. - с. 100-116
11. Балацкий К. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. - 2003. - № 5. - с.47-52
12. Белоусова Н. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России / Н.Белоусова, Е.Васильева, В.Лившиц // Общество и экономика. - 2002. - № 1. - с.19-45
13. Белоусова Н.И. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России / Н.И.Белоусова, Е.М.Васильева, В.Н.Лившиц // Экон. наука современ. России. - 2005. - № 3-4. - с.55-71
14. Бурба В.В. Роль антимонопольной политики в преобразованиях российской экономики // Экономика и математические методы. - 2005. - Т.36, № 4. - с.121-123
15. Вереникин, А. Общность принципов ценообразования на конкурентных и монополизированных рынках // Вопросы экономики.-2005.-№10.-с.56-71
16. Глазьев С. Монополии разорят страну // Парлам. газета. - 2005. - 10 марта. - с.10-11
17. Городецкий А. Реформирование естественных монополий / А.Городецкий, Ю.Павленко // Вопр. экономики. - 2005. - № 1. - с.137-146.
18. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. - 2005. - № 3. - с.28-33
19. Мартыненко, Г. И.,Мартыненко, И. П. Антимонопольная практика поддержки предпринимательства // Право и экономика.-2006.-№ 1. - с. 3-8.
20. Новиков, В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики.-2003.-№ 9. - с.33-48
21. Розанова, Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики.-2005.-№ 5. - с. 117-131
22. Сюзева, Т. А. Финансовые аспекты регулирования цен на продукцию естественных монополий // Финансы .-2005.-№ 8. - с. 37-41
23. Трофимов, Г. Неестественная монополия // Эксперт.-2004.-№ 4. - С.34



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Развитие внутренней материнской позиции женщины до рождения ребенкаДипломная200778Институт государственного администрирования(Москва)
Современные зарубежные модели управления персоналомДипломная200768Северо-Западная Академия Государственной Службы(Санкт-Петербург)
Технология производстваКонтрольная20077МГ Университет Сервиса
Гостиничный бизнесДипломная2007125КУБГУ(Краснодар)
Российский финансовый рынок:особенности становления и функционированияКурсовая200730МГУ
Валютные операции коммерческих банков (на примере Сбербанка России)Дипломная200779Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова(Калуга)
Внутренний и внешний долг РоссииКурсовая200736Финансовая академия(Москва)
Управление безубыточностью на предприятииДипломная200752Москва
Развитие детского творчества при работе с тканью. Объемные игрушкиКурсовая200731Москва
Пластиковые карты как инструмент безналичных расчетовКурсовая200730Москва
Яндекс.Метрика